Test yourself on mankind. It is something that makes the doubter doubt, the believer believe.

Franz Kafka

Аркадий Шульман «Старинный городок на берегу Днепра»

Быхов на протяжении веков, городу более 600 лет, был местом сражений, для кого-то заканчивавшихся воинской славой, для кого-то – бесславием.
На гербе Быхова две пушки на красном фоне. Такая геральдика появилась потому, что еще в XVI веке здесь в мастерских отливали пушки. Имя во многом определяет судьбу человека, а герб – судьбу города. Ничего случайного не бывает.
Во времена седой старины за Быхов сражались украинские казаки. Потом он стал камнем преткновения во времена русско-польской войны XVII века. В годы Северной войны на город обрушились новые беды. За него отчаянно дрались русские и шведы.
Настал черед войны с Наполеоном. И снова Быхов в центре воинских событий. В нескольких километрах находится деревня Сапежинка. В центре деревни скромный обелиск, на нем надпись: «9 – 12 июля 1812 года, в период сражения русских войск с французскими под Салтыковкой, здесь находился штаб Главнокомандующего 2-й Русской армией генерала Багратиона».
Около памятника растут вековые деревья, как будто вставшие в почетный караул. На них большие, в декабре пустующие, гнезда аистов. На краю деревенской площади – длинный деревянный дом. Три окна с южной стороны, два – с торца и кем-то отодвинутые метров на десять от входных дверей ступеньки. Восемьдесят пять лет назад здесь был хедер – начальная еврейская религиозная школа. Дом наполнялся детскими голосами, меламед (учитель) рассказывал о многовековой мудрости народа. После закрытия хедера дом использовался колхозом для разных, в основном канцелярских, целей. Сейчас по его комнатам гуляет ветер, да иногда по ночам через разбитые окна забираются парочки, ищущие уединения.
Недалеко от въезда в Быхов стоит старинный замок, вернее то, что от него осталось. Стены видны с любой точки города. Первые камни в фундамент замка были заложены еще в XVI веке. Завершилось строительство при магнате Льве Сапеге. История иногда делает странные зигзаги, как будто предупреждает нас о чем-то. В 90-е годы XX века несколько помещений в старинном замке взял в аренду предприниматель, собиравшийся работать с древесиной, делать мебель. Ничего необычного в этом не было, если бы не фамилия предпринимателя – Сапего. Вряд ли знал он свою родословную, трудно сказать, приходился родственником Льву Сапеге или нет. Но к фамильному имуществу относился без должного пиетета, вернее, без соблюдения правил пожарной безопасности. Случился пожар, и обвалилась крыша.
Но в XX веке это было не самое заметное событие, случившееся в старинном быховском замке.
В сентябре 1917 года в городе были помещены под стражу генералы русской армии: Корнилов, Деникин, Марков, Лукомский, Эрдели, Романовский – 24 человека. Их разместили в двухэтажном доме, который когда-то строился для замковой прислуги. Здесь зародились основы и принципы Белого движения. Вслед за Корниловым пришел в город Текинский полк и батальон Георгиевских кавалеров, которые, по свидетельству историков, и спасли генералам жизнь. Быхов они вместе покинули 19 ноября 1917 года.
В советские времена в одной из пристроек этого дома находился медвытрезвитель. От грустного до смешного всего один шаг, а в исторической перспективе расстояние и того меньше.
Если жители Быхова с богатой фантазией когда-то говорили, что в старинном замке живут приведения (а какой же замок без них!), то, увидев ужасы и мучения людей осенью 1941 года, уверен, что даже приведения спешно покинули эти стены.
Фашисты сделали в замке гетто. Вся боль этого места выражена в нескольких строках официального документа.
«В сентябре 1941 года по распоряжению коменданта орскомендатуры города Быхова обер-лейтенанта Мартуса было собрано в замок 4679 человек советско-партийного актива и советских граждан еврейской национальности, которые после семидневного пребывания в замке без куска хлеба и воды были на автомашинах вывезены за реку Днепр, в противотанковом рву расстреляны, причем,  детей до
10 –12-летнего возраста не расстреливали, а переламывали им через голову позвоночник и еще живыми бросали в противотанковый ров и зарывали в ров».
Это записано Комиссией по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, которая работала в 1944 году по горячим следам. Беспамятством тогда никто не страдал. Я процитировал документы по книге «Гибель местечек Могилевщины. Холокост в Могилевской области в воспоминаниях и документах». Составителями стали Ида Шендерович и журналист Александр Литин. Важное и необходимое (как лекарство от исторического склероза) издание. Подобные книги должны выйти в каждом регионе.
После войны были сделаны частичные перезахоронения. Останки расстрелянных людей перенесли на Быховское еврейское кладбище. И поставили два памятника: отдельно женщинам, детям и мужчинам. Так требовал еврейский обычай – для мужчин и женщин есть свой ряд на кладбище.
Памятники на местах расстрелов появились только в последние годы, благодаря настойчивости еврейской общины и деньгам английской семьи Лазарус.
Один из памятников стоит у дороги Воронино – Быхов. Здесь в противотанковом рву расстреляно 4670 человек. Возможно, цифра не совсем точная…
Другой – у Ганьковского рва. Здесь было расстреляно 252 человека. Архитектор Леонид Левин предложил сделать Мемориал из трех памятных знаков. Один посвящен погибшим мужчинам, другой – женщинам, третий – детям. На одном – надпись, на каждом выбит магиндовид. От памятных знаков черные дорожки ведут к оврагу. Там лежат камни. Большие валуны и совсем маленькие камушки. Как старики и дети…
Часть камней из этого оврага жители уже растащили на хозяйские нужды. Страшное напрашивается сравнение. Если камни – это символы людей, то вечного покоя им и здесь нет.
До войны в Быхове жило почти 10 тысяч евреев. И рядом с городом было много еврейских мест: Ново-Быхов, Сапежинка, колхоз имени Володарского, Барколабово. Евреи жили во многих деревнях. После войны с фронта, из партизанских отрядов, эвакуации вернулось всего триста евреев.
В Быхов есть Мемориал воинам 169-й стрелковой дивизии, освобождавшей Быхов. Положив на алтарь победы свои молодые жизни, ребята, погибшие здесь, представители разных народов Советского Союза, не только отомстили врагам за невинно убитых, но и сломали хребет фашизму. Шесть офицеров и солдат, выходцев из Белоруссии, Кавказа, Средней Азии, Украины, России, посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза. На вершине Мемориала бетонный многометровый гусляр играет во славу и в память о них.
Возводили Мемориал воинам 169-й стрелковой дивизии, как говорится, всем миром. Находится он рядом с колхозом имени Дзержинского.
На всех интернет-сайтах, призывающих туристов посетить Беларусь, указывается, что в Быхове есть две достопримечательности: старинный замок и такая же древняя синагога. По своей сохранности синагога мало чем отличается от замка. Чтобы представить себе, какой она была когда-то, приведу несколько строк из интернетовского путеводителя: «Быховская синагога – одна из немногих сохранившихся в Беларуси синагог оборонительного типа – построена в 1634 году в стиле барокко. Размер 20 х 21 метр. Толщина стен около 2 метров. Особенностью композиции является круглая угловая башня. Она придает постройке крепостной характер. Разбивка окон на значительной высоте и бойницы в аттиковом ярусе тоже свидетельствуют об оборонном характере постройки».
После освобождения Быхова от фашистов в этой синагоге нашли большое количество обуви, Ночью ее вывозили на грузовиках. Пришлось сделать несколько рейсов. Откуда взялась обувь в синагоге, сегодня можно только догадываться. Она принадлежала узникам гетто, или фашисты завезли ее, чтобы устроить показуху – благотворительную акцию, раздачу населению...
В то время синагога была почти на метр выше и под крышей. Судя по фотографиям и воспоминаниям жителей Быхова, усиленно разрушаться синагога стала в девяностые годы. Этот процесс продолжается и сейчас, когда власти говорят о привлечении туристов, о достопримечательностях. Интересно, чем больше об этом говорят, тем сильнее разрушается и замок, и синагога.
Когда-то росписями синагог занимались искусные мастера. Теперь этим делом в Быхове занялись молодчики из Русского национального единства. На стенах синагоги они оставили автографы. Их пытались затереть, но они по-прежнему хорошо видны. На одной стороне – аббревиатура «РНЕ», на другой – то ли призыв, то ли пожелание молодчиков «Всем евреям смерть».
В Быхове было несколько синагог, в том числе и сравнительно небольшая – «Для богатых». Так называли ее горожане, и такое название сохранилось для истории. В послевоенные годы в здании сделали склад и хранили соль. Наверное, таким образом пытались вытравить религию. Соль въелась в стены, потолок. Недавно у здания появился новый хозяин. Деловой человек решил здесь сделать «Пиццерию». Пришли строители, появилась техника.
...В Быхове сейчас живет тридцать евреев. Самому молодому уже за сорок лет.






The article is about these places: Byhov

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family