Воспоминания

 Анекдотический по форме, но трагический по содержанию эпизод из жизни Давида Гурвича. В начале 50-х годов, несмотря на все препоны, связанные с пресловутым “пятым пунктом”, ему удалось защитить кандидатскую диссертацию на тему, посвященную истории славянских племен.
Знакомый Давида, вообще скептически относившийся к гуманитарным дисциплинам, добродушно подшучивал над новоиспеченным научным работником: “ Неужели в России некому кроме Гурвича разобраться во взаимоотношениях вятичей и кривичей?!”
В разгар масштабной борьбы с “низкопоклонством перед Западом” сотрудник Ленинградской Публичной библиотеки Давид Гурвич, выйдя из читального зала, столкнулся в коридоре с итальянским профессором, которому был представлен накануне. Пожилой подслеповатый гость узнал своего молодого коллегу, и ничтоже сумняшеся, осведомился у него, как пройти в туалет. Вежливый ленинградец довел гостя до желанной двери, по дороге обменявшись парой ничего не значащих фраз.
На другой день Гурвич был изгнан из всемирно известного учреждения культуры. Был даже поставлен вопрос о лишении историка научной степени кандидата наук. После предварительной беседы в соответствующих органах, стало ясно, что арест за неосторожную встречу не за горами. Давид принял, как выяснилось единственно правильное решение – он просто уехал из родного города на Украину. Там его не искали, а вскоре и вовсе стало не до таких “космополитов”, как Гурвич – после смерти кремлевского тирана началась смертельная драка за его наследство. Но восстановить свой статус Давиду Михайловичу так и не удалось. Впрочем, он стал прекрасным педагогом. Ярко, с полной самоотдачей преподавал историю в одной из лучших ленинградских школ. Также увлеченно играл он в шахматы, был страстным грибником, коллекционировал марки. Редкие довоенные марки СССР из собрания Гурвича теперь находятся в одной из лучших коллекций мира – у филателиста высшей квалификации – Анатолия Карпова. В квартире его матери на 5-ой Советской улице Давид с друзьями слушал толстые виниловые пластинки с записями виртуозных песен Александра Вертинского. Иногда Давид менял пластинку и звучало популярное танго “Брызги шампанского”. Тогда хозяин приглашал на танец свою Женю - смуглую восточную красавицу с тонкими чертами лица. Но пережитое не прошло для него даром, легло, в прямом смысле, рубцом на сердце. Тяжелый инфаркт сорвал уже намеченный пятидесятилетний юбилей этого жизнерадостного человека. Прощание с ним проходило в Куйбышевской больнице. Казалось, вся школа пришла отдать последний долг своему любимому Учителю.
Вскоре вдова Гурвича – Евгения Львовна с дочерью Любой и сыном Михаилом эмигрировали за океан.


Из воспоминаний Геннадия Несиса http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:P0832703883






המאמר מזכיר את האנשים הבאים: David Gurvitz

המידע הזה מתפרסם לפי רישיון לשימוש חופשי במסמכים של גנו (GFDL)
אתה צריך להכנס למערכת על מנת לערוך את המאמר

תגובות

Please log in / register, to leave a comment

ברוכים הבאים ל JewAge!
חפש מידע אודות מקורות משפחתך