A name made great is a name destroyed. He who does not increase his knowledge decreases it

Hillel the Elder

Владимир Цедербаум (Левицкий)

 В. О. Цедербаум-Левицкий
(Краткая биография)
«В силу особенностей моих семейных условий и ряда других причин, моя жизнь с самого раннего детства тесно сплелась с революцией, в частности, социал-демократическим движением в России» — пишет В. О. Цедербаум-Левицкий в своих «Революционных Воспоминаниях», написанных в тюрьме в Суздали и вышедших в 1935-27 г.г. в Москве.

В 9-10 лет — рассказывает он — под Новый Год отец в домашнем кругу прочел вслух «Русских Женщин» Некрасова» и Володя впервые услыхал о существовании декабристов.

В детстве — вспоминает он — вся атмосфера была окрашена революцией. С братом Сергеем Володя постоянно играл в революционные игры, в которых фигурировали запрещенные книжки, нелегальные типографии, даже бомбы и другие таинственные веши. Сестра Лидия, вспоминает он, издавала домашнюю газету, где печатала роман «Записки ссыльного».

13-летнему Володе в 1896 г. в Куокалла, где семья Цедербаум проводила лето вместе с семьей Ульяновых, пришлось наблюдать организацию нелегального транспорта литературы из Финляндии в Петербург. А вскоре после ареста Юлия Осиповича (января 1896 г.), в 1897-98 г.г. Владимир сам уже поддерживал связи с социал-демократическими деятелями.

16 декабря 1897 года у Цедербаумов был обыск, арестованы были Лидия Осиповна, Сергей Осипович и Надежда Осиповна (высланная после двух месяцев тюрьмы в Новгород под надзор полиции). В квартире была оставлена засада: «Целую неделю — вспоминает В. О. — провели мы в домашнем карантине: отца не выпускали на службу, младших сестер в гимназию, в виде милости отпускали только прислугу для закупки провизии... В передней и на кухне денно и нощно дежурили архангелы».

В. О. ходил на свидание в Предварилку, снабжал книгами арестованных членов семьи, занимался шифровкой и расшифровкой писем.

Его революционная деятельность в 1888-99 г.г. концентрировалась, главным образом, во всероссийском гимназическом движении, где он проявлял большую активность. В феврале 1899 г. В. О. был арестован в Петербурге. Ему было тогда 16 лет. {45} Следующий арест произошел 16 февраля 1901 г., когда В. О. принимал участие в бурном студенческом движении того времени; перед арестом был издан листок от имени студенческой организации («мифической» — отмечает В. О.) — «Союз справедливых». В. О. вскоре был выслан из Петербурга в Двинск.

В декабре 1901 г. Департамент Полиции заменил место надзора Влад. Ос.: вместо Двинска он получил Кременчуг. Но уже летом 1902 г. В. О. выехал в Полтаву, где провел 4 месяца. Полтава была тогда одним из центров поднадзорных и ссыльных. В своих воспоминаниях В. О. рассказывает, как жила группа поднадзорных на квартире у В. Г. Короленко, — писатель с семьей то лето проводил в Крыму. При доме был сад, и в этом саду полтавские ссыльные — группой около 40 человек снялись на фотографии.

К концу 1902 г. В. О. находится уже на партийной работе в Харькове, но весь харьковский период почти целиком он проводит в местной тюрьме. Освобожденный через 3 месяца, он переезжает в Екатеринослав, но уже в апреле 1903 года его постигает та же участь. По болезни в сентябре его освобождают из тюрьмы под надзор, но в декабре 1903 г. он нелегально переходит границу и едет в Женеву. Там — Юлий Осипович, там — «Искра», там — после раскола на 2-ом съезде РСДРП, оформляется меньшевистское течение.

Владимир Осипович встречается с Мартовым и сочетает свою судьбу — навсегда — с меньшевиками. В большевистских кругах его прозывают «Мартенком».

К 1905 году В. О. уже занимал видное место в меньшевизме. Интересно отметить, что в это время вышла брошюра о бойкоте Государственной Думы, в которой были представлены две точки зрения: за бойкот писал В. О., против — Мартов.

В годы т. наз. ликвидаторства В. О. стал одним из постоянных сотрудников меньшевистской печати, — и его статьи в газетах, журналах и сборниках и особенно в «Нашей Заре» сделали В. О. Левицкого, наряду с Потресовым, одним из руководителей меньшевизма в России. Кроме «Революционных воспоминаний» и некоторых биографических очерков (Виктора Обнорского и др.), вышедших после октября 1917 г., — перу В. О. принадлежит ряд статей о меньшевистском пятитомнике («Общественное движение в России в начале 20-го {46} века»), ряд брошюр, в том числе о Бебеле (изд-во Поповой, 1913) и «Как рабочие добивались права коалиций» (Изд. «Накануне, 1913), а также статьи в сборнике «Самозащита», выпущенном во время первой мировой войны меньшевиками оборонческого направления, одним из представителей которых был В. О.

В 1912 г. В. О. вместе с Череваниным, д-ром Хейсиным и Исувом был выслан из Петербурга в Псков.

В февральскую революцию В. О. принадлежал к оборонческому течению Потресова, а после октябрьского переворота находился в решительной оппозиции к политике Ц. К. меньшевистской партии, одно время был близок к Союзу Возрождения, был арестован большевиками в годы гражданской войны и после длительного тюремного заключения был предан суду по делу так наз. Тактического Центра.

По-видимому, в последние годы НЭП'а В. О. был снова арестован, преследованиям подвергалась также и его семья — и с тех пор тюрьма или ссылка — в течение 10–12 лет для него не прекращалась. По сведениям, дошедшим до нас после второй мировой войны, в самом начале этой войны Сталин провел ликвидацию всех меньшевиков и эсэров, находившихся в его руках.

Дата гибели В. О. падает на июнь 1941 года. {47}

socialist.memo.ru – Российские социалисты и анархисты после Октября 1917 года






Article author: Benjamen Kretz
The article is about these people:   Vladimir Zederbaum (Levitsky)

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family