Родословная В.Э.Мейерхольда. (Выжимка автора из книги "Карл-Казимир-Теодор-Всеволод Мейерхольд",М., Изд. "Крук-Престиж",2006)
Перед нами типичная судьба европейской еврейской семьи. Сколько выкрестов нашей веры бродит по Европе! Сколько «немцев» Розенбергов-Розенцвейгов-Эйзенштейнов и сегодня живет в Германии, России и окрестностях. Мы любим рассуждать о чуде сохранения евреев, окруженных враждебным обществом и религиями, но забываем, сколько миллионов мы потеряли на этом длинном пути изгнаний, погромов и физического уничтожения.
Дед Всеволода, Фридрих родился в 1786 году в городе Винциг, на самом севере Вроцлавской области, принадлежащей Пруссии. Неизвестно, когда произошел переход его (или его родителей) в лютеранство, но в книге записей города Накле (1856-57г.г.), он сам, его жена и все родившиеся к этому времени дети записаны лютеранами. До конца 18 века у европейских евреев вообще не было фамилий. В Танахе и Талмуде употребляются только еврейские имена – Шломо, Гилель, Мордехай и т.д. Иногда, когда необходимо было подчеркнуть принадлежность к определенному роду, прибавлялось имя родителя – Дина-дочь-Леи, Нахшон-сын-Аминадава… Естественная путаница, когда в одной еврейской общине соседствовало несколько Яковов-сыновей-Давида, стала мешать государственным чиновникам при сборе налогов, мобилизации в армию и т.д. И, в конце концов, власти решили, что евреи должны иметь фамилии, как было принято среди коренного населения Европы со времен раннего Средневековья. И Австрийский император Йозеф 2 предписал законами 1784 и 1787 г.г. всем евреям своей земли выбрать фамилии и утвердить их в офицерских комиссиях в самый короткий срок. (В Германии такие же законы были приняты между 1807 и 1834г.г., в России между 1804 и 1844г.г.). В помощь этим комиссиям был составлен специальный список предлагаемых фамилий, включивших много имен из Танаха, а также названий металлов, растений и животных. В приказе этом имелись чрезвычайно важные для нашего исследования наказы – еврейские фамилии не должны быть ни в коем случае похожи на христианские, а также настолько разнообразны, чтобы не повторяться. Каждый еврей должен был заплатить за выбранную фамилию. Самые красивые были, естественно, самыми дорогими и доставались только богачам (Розенталь – долина роз, Гольдштейн – золотой камень...). Фамилии подешевле состояли из материалов менее престижных, а также из профессий, которыми владели евреи-ремесленники – Хольц (дерево), Штейн (камень), Шнайдер (портной) и т.д. Те же, кто не мог заплатить, получали фамилии бесплатно. Но какие! Назенфрац (заячья морда), Эзелькон (ослиная голова), Ванценкникер (клоподав)… В Венгрии чиновники вообще не стали утруждать себя изобретением фамилий даже за деньги. Всем светловолосым и рыжим они присвоили фамилию Вайс, темноволосым – Шварц, остальных разделили по росту – Гросс (высокий) и Кляйн (маленький). Не подходившие под эти категории получили фамилию Венгеров и массу производных от нее.
То, что ближайшие предки Фридриха были евреями, подтверждается двумя факторами:
1. По розыскам автора и переписке с А.Бейдером (автором капитального труда: «A Dictionary of Jewish Surnames from the Russifn Empire», Avotaynu, Inc., Teaneck, N.J., 1993), среди коренных немецких областей не встретилась ни разу фамилия Мейерхольд. Это подтверждает наше предположение, что фамилия эта не христианская и давалась только евреям.
2. Словосочетание Мейер-Хольд, чисто еврейское изобретение. Среди немецких фамилий довольно часто встречается Майер – от слова major (старший), тогда как Мейер, Меир чисто еврейского происхождения, означающие – освещающий, по одному написанию, или пророк, будяший, учитель – по другому. Хольд же слово чисто идишское, означающее – любимец, благосклонный. Таким образом фамилия Мейерхольд может обозначать: Любимец Меира (если имя Меир принадлежит раву или учителю), Благосклонно Освещающий, или Любимец Пророка.
Это вкратце то, что можно сказать о дедовской линии Всеволода Эмильевича. Но была еще бабушка. Как известно, у евреев национальность определяется не по отцу, а по матери. Бабушку звали Доротея Рар. Доротея родилась в Морокко в 1796 году. Записана она французской подданной, что дало повод известному мейерхольдоведу К.Рудницкому остроумно обыграть тот факт, что и у К.Станиславского бабка была француженкой. Вроде как в крови двух великих реформаторов русского театра текла французская кровь. Ан, француз французу рознь! Еврейская община Марокко ведет свою историю с 3 века до Н.Э. Страна была исламская и населяли ее марокканцы (потомки финикийцев и арабов) и евреи. Община была богатая и дала Марокко поколения прекрасной «интеллигенции» - врачей, мореплавателей, послов, купцов и приближенных к королевскому дому. Однако междоусобицы наследников престола к 15-16 в.в. значительно ухудшили положение евреев, и начался массовый исход. Любопытный факт, по королевским марокканским законам только те, у кого были родственники в других странах, могли покидать страну. В те далекие времена во Франции еще не было ни одного араба, а родственников марокканских евреев в стране было достаточно. Известно, что, по крайней мере, до конца 19 века во Франции проживали родственники бабки и папочка Всеволода, Эмилий Мейерхольд, наезжал к ним, чтобы развеяться и поиграть в рулетку (существует версия, что именно с этих наездов и значительных проигрышей начался закат винной империи Мейерхольдов). Автор собрал достаточно косвенных и прямых доказательств, что фамилия Рар была исконно еврейской. (Желающих более подробно ознакомиться с этой ветвью, автор направляет к своей книге «Карл-Казимир-Теодор-Всеволод Мейерхольд», М., «Крук-Престиж», 2006). Скажем только, что сегодня только в центре Израиля проживает более десяти еврейских семейств с этой фамилией, предки которых в большинстве своем прибыли из Польши и из Германии. Имя же Доротея было просто изменено при переходе семьи в лютеранство, когда еврейские имена менялись на христианские – Бейла становилась Изабеллой, Хана – Филиппиной и т.д.
И наконец, два свидетельства, которые можно считать совершенно достоверными. Первое, писателя А.Ремизова, бывшего в ссылке в Пензе и подружившегося с Мейерхольдами, особенно с Всеволодом. В письме к Ю.Елагину, написавшему замечательную, в сущности, первую книгу о творчестве Мейерхольда и назвавший ее «Темный гений», Ремизов пишет: «Происхождение смешанное, еврейско-немецкое: отец – еврей-лютеранин, мать немка». И второе, самого Мейерхольда. В беседе с корреспондентом журнала «Театр», А.Вербицким, происходившей осенью 1938 года, за несколько месяцев до ареста, Мейерхольд рассказывал: «На прошлой неделе какой-то субъект позвонил мне по телефону и довольно четко произнес: «Ты жид, и тебя ждет жидовскея гибель!» Признаться, я и забыл, что я еврей по происхождению. Пришлось вспомнить, что предки мои – немецкие евреи…».
Самое, может быть любопытное, что ни до, ни после революции, факт еврейства Мейерхольда ни для кого не был секретом, хотя все официальное театроведение упорно утверждало, что Всеволод Эмильевич «чистокровный немец». Однако, еще в пору работы его в качестве режиссера Императорских театров и до наших дней, что уж совсем удивительно, антисемиты, антисионисты и даже почти юдофилы из русских интеллигентов неоднократно констатировали «вопиющий факт» его еврейства.
Все началось с постановки Мейерхольдом «Бориса Годунова» в Мариинском театре. В газете «Новое Время» за подписью А.С. (под которой скрылся издатель газеты Александр Суворин), было напечатано: «Считая г-на Мейерхольда человеком талантливым, я, однако, думаю, что ему не следовало поручать такой русской… пьесы… Для постановки ее надо иметь русскую душу… Не говоря уже о том знании русской жизни и обычаев, которые не даются изучением».
Чтобы читатель не подумал, что А.С. говорит о немецкой душе режиссера, известный юдофоб А. Меньшиков из той же газеты, расставил точки над И: «Я думаю, г-н Мейерхольд взял приставов из своей еврейской души, а не из Пушкина… (Сегодня уже существуют серьезные исследования, что и в Пушкине текла еврейская кровь – А.Э.). Господину Мейерхольду или той кучке инородцев, в чьих руках Императорская сцена…» - и дальше в том же духе: «евреи Мейерхольд и Фокин возвеличивают поляков и половцев и, наоборот, уродуют русскую сторону… Еврей Мейерхольд нарядил всех русских бояр в ермолки. Эти ермолки со специально еврейскими бородами, торчащими из-под глаз и висков, делают даже русские лица совсем жидовскими… Мейерхольд нарядил русских бояр жидами и превратил палату царскую в какую-то средневековую синагогу».
В газете «Московские ведомости» журналист А.Загуляев вторит Меньшикову: «Безусловно, было абсурдным поручать постановку такой русской оперы… режиссеру из избранного племени».
Через полтора месяца после появления этих статей на Мейерхольда обрушилась тяжелая артиллерия в образе самого В.Пуришкевича. 25 февраля 1911 года во время обсуждения сметы министерства внутренних дел, Пуришкевич выступил с большой речью о русском театре. Он сказал: «Современный русский театр является местом растления русских нравов, духовного босячества, источником антагонизма между сословиями…и обществом». Виной всему «засилие евреев на русской сцене». Он назвал несколько главных врагов театра, среди которых был, разумеется, и Мейерхольд.
И в наше время, вроде даже с положительным знаком, но, тем не менее, антисемитский в сущности, хор, не умолкает. Статьи М.Любомудрова, стишки С.Куняева… Известный «исследователь» сионизма, написавший несколько антисемитских книг на эту тему, Е.Евсеев, в интервью израильскому журналисту говорил: «В советском Союзе были… Мейерхольд, Михоэлс… большое количество евреев участвовало в создании страны и ее культуры». В другом интервью кинорежиссер Г.Памфилов, утверждая: «Никогда мы не относились равнодушно к еврейской культуре», среди ее деятелей, наряду с Бабелем и Михоэлсом называет Мейерхольда.
И последнее, что хотелось бы отметить. Патологические диктаторы Сталин и Гитлер, одинаково ненавидели евреев и оказали влияние на судьбу еврея В.Мейерхольда и его родственников. Сталин лично дал добро на арест Мейерхольда (имеется свидетельство А.Фадеева, беседовавшего по этому вопросу со Сталиным) и его расстрел.
У Мейерхольда был двоюродный брат Казимеж Мейерхольд, до войны руководивший оркестром Краковской оперы. В его трудовом листе, что-то вроде советской «Трудовой книжки», подробнейшим образом описана карьера до начала войны, то есть до 1939 года, затем, более чем на четыре года, время оккупации Польши немцами, о нем ничего не известно. И только в конце 1945 года появляется новая запись о назначении его руководитем оркестра. Где Казимиж пропадал всю войну - пока неизвестно, или сидел в лагере и выжил, или, что менее вероятно, прятался в подполье. Но то, что еврейство его было известно нацистам и существовала опасность ареста и гибели, бесспорно.
И в заключении законный вопрос нашего полит корректного либерального века: зачем вообще все эти поиски корней, крови, генов? Ну, немец и немец. Хоть китаец. Хоть какой-нибудь чучмек. Что из того, что далекие предки В.Э.Мейерхольда были чистокровными евреями? Дело в том, что по убеждению автора (поддержанного огромным количеством совершенно неожиданных единомышленников), жизнь большого творца невозможно раскрыть полностью, следуя законам логики, традиционной психологии, классической философии и социологии. Каждый творец еще мечен Богом (или Сатаной). А они, как известно, большинством ученых не признаются. Еврейский народ – уникальное произведение Всевышнего. Не так уж важно, сколько процентов еврейской крови текло в Мейерхольде. Он еврей по одному тому, что всегда шел своим путем, не просто отличным от пути остальных, а наперекор. Этого одного достаточно, чтобы принять его в ряды упрямого, вечно выпячивающегося народа. «Я не думаю, что евреев не любят потому, что они плохие. Я думаю – их не любят за то, что они другие» (А.Эйнштейн). Слова З.Фрейда, сказанные им о себе, любой непредвзятый исследователь жизни и творчества Мейерхольда (и других великих евреев), мог бы поставить эпиграфом к своему труду: «Только моей еврейской натуре я обязан двумя свойствами, которые на моем жизненном пути оказались необходимыми. Будучи евреем, я оказался свободным от многих предрассудков, ограничивающих у других пользование интеллектом. В качестве еврея, я был также подготовлен к уходу в оппозицию и к отказу от согласия с «компактным большинством».
Discussion
Serge Kassirov
Казимеж Мейерхольд, до войны руководивший оркестром Краковской оперы. В его трудовом листе, что-то вроде советской «Трудовой книжки», подробнейшим образом описана карьера до начала войны, то есть до 1939 года, затем, более чем на четыре года, время оккупации Польши немцами, о нем ничего не известно.
Очевидно, был на фронте. Война же была.
Please log in / register, to leave a comment