Taking a new step, uttering a new word, is what people fear most.

Benjamin Disraeli

Дмитрий Покров об освещении убийсва Сморгунера в альманахе "Оренбургский казак"

 Благородный убийца
Октябрьская Революция
November 15th, 2011
Читая альманах "Оренбургский казак", который был выпущен в 1938 году в Харбине слинявшими из России белобандитами-казаками, наткнулся на довольно интересную статейку. В ней в пасторальном настроении рассказывается о том, как благостно жили благородные казаки до революции. Но не умиления былыми днями обратило на себя мое внимание, а один фрагмент, который хорошо характеризует нравы белобандитов. Изображение кликабельно:

Итак, некий казак вот просто так взял и убил человека. Притом автор это преступление описывает с полным умилением и гордостью, как бы говоря, что убивать не грешно, а нужно. Этакое назидание новому поколению белоказачков.
Ну ладно, с изуверством белоказаков, этих изгоев и отщепенцев, все понятно, но вот с памятью белоказацкой явные проблемы. Автор сей байки не только переврал реальный факт убийства, но еще навел тень на императора Николая II, который и так был никчемным человечешкой, так тут его вообще полным маразматиком выставили: за убийство еврея-клеветника полковника царь вдруг сделал генералом-майором.
Разберемся, что было на самом деле.
Начнем с еврея. Александр (Аарон) Сморгунер, юрист и предприниматель. В 1898 году начал издавать буржуазно-либеральную газету "Русский Туркестан". Был убит полковником Сташевским, но совершенно не так, как это описывает белоказацкий альманах.
"В зале суда, во время судоговорения, командир казачьего суда полковник Сташевский выстрелом из револьвера на глазах судей и публики убил наповал адвоката Сморгунера, отца многочисленного семейства, редактора местной газеты «Русский Туркестан».
За что?
Просто за то, что Сташевскому показалось, что Сморгунер в своей защитительной речи сказал, будто бы, что-то оскорбительное для чести казаков. Было дознано и доказано, что Сташевскому только показалось и что он приписал Сморгунеру чужие слова. И этого было достаточно, чтобы убить почтенного местного деятеля, отца многочисленного семейства – потому что Сморгунер еврей. А в таком случае разве стоит долго раздумывать? В местной военной среде, не претендующей на широту взглядов, это гнусное убийство встретило даже одобрение, потому что с одной стороны – еврей, а с другой стороны – командир полка, «защищающий честь полка». Это скандальное убийство в зале суда прошло почти незамеченным в столичной печати; только покойный В. Г. Короленко откликнулся во внутреннем обозрении какого-то ежемесячника. Мне же в «Туркестанских Ведомостях» нельзя было оставаться нейтральным, и я реагировал по мере сил, хотя скромно и сдержанно. Все же жаловались на меня Духовскому за мое «непонимание военных традиций и корпоративной солидарности»."
(М.В.Грулев "Записки генерала-еврея", Париж, 1930 год)

Теперь о "борце за казацкую честь". Арсений Дмитриевич Сташевский (1851-1916). Произведен в полковники в 1894 году. После убийства Сморгунера был отправлен в запас, то есть легко отделался. В 1901 году вернулся на службу. В 1906 году произведен в генерал-майоры. Умер в 1916 году в чине генерал-лейтенанта. По воспоминаниям современников отличался грубым и вспыльчивым нравом.

Итак, никакого разжалования в рядовые не было. Как не было и решения Николая II об освобождении убийцы из крепости с переводом его из полковников в генерал-майоры. Все банальнее: дело замяли кто надо, временно отправили казачка в запас, а потом вернули его в строй.
Но зато становится еще понятнее, с каким зверьем и ублюдками пришлось воевать большевикам в гражданскую войну.






The article is about these people: Aaron Smorguner

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family