Павел Юшкевич
ЮШКЕ́ВИЧ Павел Соломонович (1873, Одесса, – 1945, Москва), русский философ. Брат С. Юшкевича. В гимназические годы занимался в марксистском кружке, был арестован, находился в заключении и ссылке (в Кишинёве). В ссылке продолжал занятия математикой, которой увлекался и ранее, написал работу, посвященную механике в пространстве Лобачевского. После ссылки уехал в Париж для продолжения образования. Окончив Сорбонну, вернулся в Одессу, занимался публицистической деятельностью; примкнул к фракции меньшевиков РСДРП; участвовал в революции 1905 г. С 1906 г. жил в Петербурге, занимался математикой и философией. Ответ на критику своих взглядов В. Лениным (в книге «Материализм и эмпириокритицизм») Юшкевич опубликовал в брошюре «Столпы философской ортодоксии» (раздел «Если прикажут — акушером стану»). В 1912–17 гг. выпустил (совместно с Ю. Васильевым) десять сборников «Новые идеи в математике». Опубликовал ряд работ по философии. После Февральской революции 1917 г. вернулся в Одессу, где вместе с братом выпускал журнал «Объединение». Служил в статистическом отделе одесского городского совета, читал лекции по философии. С 1919 г. отошел от политической деятельности. С 1922 г. — в Москве. Был сотрудником Института Маркса и Энгельса до 1930 г. Занимался в основном переводами философской литературы (сочинения К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Г. В. Лейбница и других философов; был первым переводчиком «Диалектики природы» Ф. Энгельса).
Свои оригинальные философские взгляды Юшкевич называл эмпириосимволизмом. Под истинным, подлинным бытием он понимал системы символов, объединяющих опыт, а сам опыт трактовал как бесконечно пеструю массу ощущений или элементов. Основная идея Юшкевича, связанная с конвенциализмом французского физика А. Пуанкаре, заключается в том, что общие понятия и отношения между ними (закон, причинность, время, пространство, сущность и т. д.) — суть символы-конвенции (эмпириосимволы), не отражающие ничего предметно-реального. Юшкевич различал знаки-копии, относящиеся к обыденному, донаучному мышлению, и знаки-символы, а также символы первого, второго и т. д. порядка. Процесс познания, согласно Юшкевичу, есть накопление эмпириосимволов, вносящих порядок в хаотический поток опыта. Одним из центральных понятий философии Юшкевича является «логос» — носитель предельных эмпириосимволов, то есть законов природы, на которых базируются и законы морали.
Юшкевич полагал, что марксизм как экономическое и политическое учение однозначно не связан с материализмом и существует ряд марксистских философий. Юшкевич подвергал критике онтологизацию диалектики, превращение ее в «универсальный закон природы». Диалектика как метод исследования, согласно Юшкевичу, сводится к релятивизму; философские теории имеют лишь культурное, практическое значение. Маркс, по мнению Юшкевича, в теории познания был эмпириком. Сам Юшкевич относился с известной симпатией к прагматизму; он перевел книгу У. Джемса «Прагматизм» и написал к ней обширное предисловие. С позиций эволюционной и эмпирической гносеологии Юшкевич полемизировал с ортодоксальной интерпретацией марксизма Г. В. Плехановым, которую считал «кантианской».
Юшкевич — автор работ: «О материалистическом понимании истории» (СПб., 1907), «Материализм и критический реализм» (СПб., 1908), «Современная энергетика с точки зрения эмпириосимволизма» в сборнике «Очерки по философии марксизма» (СПб., 1910), «Столпы философской ортодоксии» (СПб., 1912), «Мировоззрение и мировоззрения» (СПб., 1912), «О сущности философии. К психологии философского миросозерцания» (Одесса, 1921), «Теория относительности Эйнштейна и ее значение для философии» в книге «Теория относительности Эйнштейна и ее философское истолкование» (М., 1923).
КЕЭ, том 10
Discussion
Please log in / register, to leave a comment