One man's candle is light for many.

Talmud, Shabbat

Первые евреи Лиозно

«Первые евреи Лиозно»
Из очерка Аркадия Шульмана «Местечко Марка Шагала»


При Льве Самуэле Огиньском первые евреи поселились в Лиозно. Вряд ли сегодня кто-то точно укажет дату, когда это произошло: не сохранилось документов, но, предположительно, было это в первой четверти XVII века.
Так что предки Шагала, поселившиеся в Лиозно позже, тем не менее, исторически каким-то образом обязаны Огиньским. Одним из представителей этого рода был Михаил-Клеофас Огиньский, государственный деятель, дипломат и композитор, автор известного полонеза «Прощание с Родиной».
Одним из первых, а может быть, и первым главой Лиозненской еврейской общины был реб Элханан. Из хасидских преданий известно, что его отца звали реб Элиша. Он был одним из первых евреев, поселившихся в этих местах. Его называли Сладкий, потому что все свои слова он сопровождал восклицанием: «Сладкий отец небесный». Первым раввином Лиозно был рабби Шамай.
Во времена русско-польской войны, которая продолжалась до 1667 года, евреям приходилось очень тяжело. В городах и местечках, завоеванных русской армией, их заставляли насильственно принимать христианство, а тех, кто оставался верен религии отцов, грабили, убивали, изгоняли из обжитых мест.
В Витебске евреи, понимая грозящую опасность, вместе с остальными людьми обороняли город от осаждавших войск: копали рвы вокруг крепости, укрепляли стены, сражались. Взяв город, командующий русской армией граф Шереметев, пленил многих евреев, которые помогали обороняющимся. В Лиозно руководители общины сумели каким-то образом договориться с графом Шереметевым, и евреев не тронули. Более того, лиозненские евреи начали поставлять провиант для русской армии. Были те, кто обогатился на этой войне. Видя такое отношение к лиозненским евреям, их соплеменники из Витебска стали переселяться в местечко.
Можно восстановить семейные хроники тех времен. Сыном реб Элханана был реб Иекутиель. Он прожил долгую жизнь, и, когда состарился, о его возрасте знали в Лиозно только сторож Моше и повивальная бабка Злата-Хава, которые были еще старше его.
Интересной и заметной личностью был реб Иекутиель. Он открыто выступал против лиозненских богачей, живших на широкую ногу. Говорил, что нельзя позволять женщинам чрезмерно украшать себя. Это не было старческим ворчанием. «Большое зло носить дорогие украшения, — утверждал реб Иекутиель. — Может привести к зависти соседей. А зависть — к доносам и другим бедам». Реб Иекутиель утверждал, что здешний мир отдан Эсаву, а потусторонний мир — Яакову. А для того, чтобы Яаков мог существовать в том мире, дал ему Всевышний также частицу здешнего мира. Еврейский здешний мир соткан из благодеяний. Еврей не может ими пользоваться без произнесения благословения. Если он этого не делает, то совершает грабеж, и за это Всевышний посылает на него беды и страдания.
Сложные построения, но был реб Иекутиель из породы местечковых философов, которые любили греться на завалинке и размышлять, ни мало ни много, обустройстве мироздания.
В те далекие времена в местечке царил мир. И евреи, и неевреи жили — каждый, соблюдая свои законы, но не навязывая друг другу правила, которые следует исполнять и днем, и ночью, и дома, и на улице. История показала, что межконфессиональный мир трудно создается, но легко разрушается. И существует до тех пор, пока не вкрадывается в него чей-то злой умысел.
Однажды прибыл в Лиозно новый ксендз. Он был юдофоб, читал в костеле ядовитые проповеди, полные ненависти к евреям. И конечно же, подпустил в одной из проповедей слова, что маца замешена на христианской крови.
Через несколько дней после еврейского праздника Пурим и почти за месяц до Песаха прибыли в Лиозно вооруженные солдаты и арестовали двух евреев. Раввину и правлению общины сообщили, что арестованные обвиняются в краже христианского ребенка, чтобы зарезать и его кровь добавить в мацу. В хасидской хронике подробно описано, как постилась община, как трубил в шафар габбай (староста синагоги) реб Барух и как хазан (кантор) реб Пешая пел главу 79 Тэилима (Книга Псалмов) и все повторяли стих за стихом.
У лжи во все времена были короткие ноги. Однажды к ксендзу пришел крестьянин и при всех заявил, что его сосед, которому поручили выкрасть ребенка, внезапно умер. А перед смертью просил напомнить ксендзу, что тот обещал ввести его в рай... Ребенка обнаружили живым и здоровым в соседней деревне.







The article is about these places: Liozno

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family