And I applied my heart to know wisdom and to know madness and folly; I know that this too is a frustration.

Kohelet 1:17

Рассказ о семье, написанный дедушкой Беней при жизни

Мой отец и моя мать родом из Варшавы, откуда они бежали вместе с маминой сестрой сначала в Брест, а потом в Валдай. Папа по паспорту Лейба Нафтаньевич, в быту Лев Анатольевич, родился в 1890 г, а умер в Ленинградской блокаде в 1942, похоронен на Охтинском кладбище. Мама, Эйдля Берковна или Ида Борисовна, родилась в 1896 и умерла в Ленинграде в 1988, похоронена в Парголово. Мамина сестра вскоре отделилась от них и жила с отцом \моим дедушкой, которого я совсем не знаю\ в Москве, где она вышла замуж. Ее сын, моя единственный родственник в России, теперь уже пенсионер, И уехал с женой и сыном в Германию. У моего папы, как мне помнится из его рассказов, братья эвакуировались из Польши в Израиль. Кстати, недавно я прочел книгу "О, Иерусалим", о начале образования государства Израиль. Там дважды упоминается некий раввин Минцберг, сыгравший большую роль в деле становления государства. Несколько лет назад я сделал запрос через посла Израиля в России, не является ли он родственником моего отца. К сожалению, ответ был довольно сумбурный, писала женщина, она такого человека не знает.

Примерно в 1919 году мои родители, уже со мной, переехали в Москву, в Лялин переулок....

...В 1928 году мы всей семьей переехали в Ленинград, на ул. Каляева \Захарьевская\, дом 9, кв. 9. Меня записали вначале в 14 школу на Моховой, но очень скоро меня и некоторых других перевели в 15школу - знаменитое Тенишевское училище. Актовый зал нашей школы затем был передан ТЮЗу, там ставилось много спектаклей, на которые мы, учащиеся 15 школы, могли через химическую лабораторию проникать. О Тенишевском училище осталось много хороших воспоминаний. Прежде всего это был великолепный коллектив педагогов: профессор Знаменский преподавал физику, профессор Верховский - химию. Математику преподавал великолепный специалист Вульф Пинович, литературу -Аида Львовна Гибнисман, немецкий язык вели "настоящие немцы" и др.

Из ребят многие потом стали известными людьми. Упомяну лишь Германа Доню \писателя Даниила Гранина\, Леку Суильбанса, профессора физики, Леню Эйдлина - известного скульптора, Игоря Сахарова - декана филологического факультета Герценовсого института, Игоря Белькова -директора и научного руководителя большого НИИ на севере, к тому же талантливого художника, Вадима Пушкарева - талантливого физика, погибшего в начале войны...

...В 9 и 10 классах дважды был победителем математических олимпиад ...и в 1935 году был принят в Университет на математико-механический факультет...Окончил в 1940 году Университет с дипломом с отличием и был рекомендован в аспирантуру. Год был тревожным -началась советско-финская война, была возможность быть призванным в армию, но аспирантура давала отсрочку. В начале 1941 года у меня произошло существенное события - я женился. Моя жена, ее звали Эмма, была зубным врачом. Мы познакомились в поезде. Брак наш был очень странным. Никакой свадьбы и прочего.Эмма жила у тети и долгое время стеснялась переехать ко мне. Прожили мы вместе недолго- началась война и 23 июня я уехал в Петрозаводск, на фронт, а Эмма, закончив инмститут, получила направление в Рыбинск.

Война прошла для меня относительно благополучно, я даже не был ранен. Служил я в 261 Отдельном Зенитно-Артиллерийском Дивизионе помощником нач. штаба и командиром взвода воздушной разведки. Война для нас характеризовалась ежедневными налетами немецкой авиации, бомбежками и ответной стрельбой наших орудий. Мы постепенно отходили на север от Петрозаводска, в конце концов остановились вблизи Кандалакши, охраняли Мурманскую железную дорогу. Хоя бомбежки были очень интенсивными, немцам не удалось подавить наш дивизион \за исключением начальника, приехавшего как-то с ревизией\. Жили мы в самодельных землянках, выкопанных вблизи орудий. За хорошую работу я в 1943 году был награжден Орденом"Отечественной войны" 2 стенени и разными медалями...

...С Эммой произошел окончательный разрыв.

Я ничего не писал о своей единственной сестре - Белле, моложе меня на 6 лет. По мнению всех, кто ее знал, она была очень красива. Мы с ней всегда были добрыми друзьями. Во время войны она и мама эвакуировались в Новосибирск, после того как в январе 1942 г умер от голода мой папа.

Как только кончилась война, мама и Белла вернулись в Ленинград, где им отдали одну из двух наших клмнат. Вторую я получил после демобилизации. Белла вышла замуж за Леву Либина, родила девочку Инну и мальчика Марка. Оба они давно живут в Америке, связи со мной не поддерживают. Белла умерла в 1985 году, шестидесяти лет от роду,от опухоли мозга. До этого за год умер ее муж, от инфаркта.

В Америку сначала уехала Инна, еще при жизни Беллы. Марик уехал со второй своей женой и двумя детьми уже после смерти Беллы. Белла после войны училась в музыкальном училище, где она познокамилась с Раей, а затем и меня познакомила с Раей. Мы стали встречаться, и мне стало ясно, что я хотел бы, чтобы Рая стала моей женой.

14 мая 1947 года мы отпраздновали большую свадьбу, которой предшествовала "хупа" - венчание по еврейскому обычаю.

На свадьбе были все родственники, а  со стрроны Раи их великое множество. Были все мои друзья и Раины подруги, многие из подарков, полученных на свадьбу, хранятся у меня до сих пор. С Раечкой мы прожили вместе ровно 50 лет и один день. Наша золотая свадьба должна была состояться 29 августа 97 года, в день моего 80-летия. А 30 августа Раечки не стало. 29 го она успела поздравить меня, хотя при ее самочувствии я не ожидал этого. Видимо, накануне смерти, у нее прояснилось сознание.






The article is about these people:   Anna Gajkovich

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family