The opposite of love is not hate, it's indifference. The opposite of art is not ugliness, it's indifference. The opposite of faith is not heresy, it's indifference. And the opposite of life is not death, it's indifference.

Elie Wiesel

Эммануэль Левинас - биография

ЛЕВИНАС Эммануэль (Levinas, Emmanuel; 1905, Ковна, ныне Каунас, – 1995, Париж), французский философ. В детстве изучал Библию и иврит, учился также в классической гимназии. В 1923 г. приехал во Францию изучать философию в Страсбурском университете, затем учился в университете Фрайбурга, был учеником Э. Гуссерля и посещал семинар М. Хайдеггера в 1928–29 гг. В эти годы изучал феноменологию и экзистенциализм, защитил докторскую диссертацию по философии «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930, переиздана 1961 г. и 1973 г.). В 1930 г. переехал в Париж и получил французское гражданство. В 1939 г. был мобилизован в армию, в 1940 г. попал в плен и до 1945 г. находился в лагере для военнопленных офицеров (после освобождения Левинас дал клятву никогда не ступать на землю Германии). Вся его семья, оставшаяся в Литве, погибла в Катастрофе. После войны Левинас преподавал в Философском коллеже Жана Валя (1947), а после получения степени доктора филологических наук («Тотальность и Бесконечное. Эссе о внешнем», 1961; 4-е издание — 1984) преподавал в университетах Пуатье (с 1961 г.), Нантера (с 1967 г.) и в Сорбонне (с 1973 г.). С 1976 г. — почетный профессор Сорбонны.

Был пионером в распространении идей феноменологии и экзистенциализма во Франции, посвятил им ряд книг, в том числе упомянутую диссертацию и «Открывая сущее с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949, переиздана 1967, 1988). Однако центральное место в философии Л. занимает проблема «другого» — философской формы проблемы гуманизма, в разработке которой он выступает прямым продолжателем Ф. Розенцвейга и М. Бубера. Временное увлечение Хайдеггера нацизмом Левинас толкует как соблазн философского подчинения личности «почве» и «бытию». Отвергая идею Хайдеггера о том, что человек должен вернуть себе смысл бытия, затемненного попытками его рационального осмысления, Левинас утверждает, что человек должен выйти за пределы онтологии через уникальную связь с другими лицами. Согласно Левинасу, традиционная метафизика сохраняет различие одного и «другого», но это различие рассматривается с единой точки зрения; «другой» просто включен в некую целостность. Субъективность «другого» всегда за пределами целостности и открывает измерение, недоступное мысли. Бытие за пределами целостности, которое отражается в ней как эсхатологическое измерение, — это бесконечность. Стремление к бесконечному — это метафизика. Моральный опыт — способ, которым эсхатология через опыт человеческого «другого» внедряется в тотальность.

Свои философские идеи Левинас изложил в многочисленных работах; ему принадлежат около 30 книг (монографий и сборников статей), среди них: «Об избегании» (1935, 2-е издание — 1990), «От существования к существующему» (написана в лагере, 1947, 2-е издание — 1990), «Гуманизм и другой человек» (1973), «Иное, чем быть, или За пределами сущего» (1974, 2-е издание — 1990), «Время и другой» (1979, 2-е издание — 1991), «Этика и бесконечность: диалоги с Филиппом Немо» (1982), «Трансцендентность и сверхчувственность» (1984), «Вне субъекта» (1987), «Быть ответственным за другого» (1989), «Между нами: думать о другом» (1991), «Время и другой» (1991), «О Боге, пришедшем к идее» (1982, 2-е издание — 1992), «Об истирании» (1990). Левинас писал также литературоведческие труды: «Имена собственные» (1975), «О Морисе Бланшо» (1975) и другие книги, а также статьи, в том числе о поэте П. Целане.

Основная особенность философии Левинас — соединение западноевропейской философии с еврейской мыслью, представленной в Библии, Талмуде и другие произведения иудаизма, вплоть до хасидизма. В этом отношении он приобрел во Франции немало последователей, часть которых стала известными французскими философами (А. Глюксман; Б. А. Леви; Ш. Тригано, Б. Шураки (см. А. Н. Шураки), М. А. Уакнин). Эта линия в философии Левинаса появилась в основном в послевоенные годы, когда под влиянием Катастрофы он стал больше интересоваться еврейской жизнью и философией. В 1947 г. он стал директором Восточной нормальной школы (Эколь нормаль ориенталь) Альянса. Начиная с 1947 г., Левинас занимался изучением иудаизма, в том числе Талмуда. С 1957 г. Левинас ежегодно участвовал в коллоквиуме еврейских франкоязычных интеллектуалов, читал лекции о еврейской мысли; эти лекции были затем изданы: «Четыре талмудических чтения» (1968), «От священного к святому. Пять новых талмудических чтений» (1977), «За пределами стиха: талмудические чтения и обсуждения» (1982, 2-е издание — 1986), «Время наций» (1982). Идеям иудаизма посвящена также книга «Трудная свобода: эссе об иудаизме» (1963, 2-е дополненное издание — 1976). В течение многих лет по субботам Левинас давал толкование недельной главы Торы.

Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху наиболее ярко выражены во втором издании «Трудной свободы», где оценка значения иудаизма в современном обществе тесно связана с суровым осуждением современной западной цивилизации, которая характеризуется «кризисом гуманизма», вызванным трагическими событиями нашего века. Человек постгитлеровского периода в своем желании автономии стал неразборчиво стремиться к свободе всюду, пока он, наконец, не освободил себя от ответственности за других и не впал в беззаконный, бесчеловечный эгоизм. Иудаизм же, напротив, это «высший гуманизм Бога, который предъявляет к человеку высокие требования». Гуманизм иудаизма основан на «трудной свободе», «запечатленной на скрижалях завета». Левинас подчеркивает, что иудаизм имеет этический и общественный характер. В таком толковании он представляет собой открытый вызов современному антигуманизму. Иудаизм означает не спиритуализированный «гуманизм без нации», но ответственность, обязательства еврейского народа.

Еврейское государство, построенное на стремлении к возрождению после всего, что было перенесено, свидетельствует о воле евреев подвергнуться опасности и пожертвовать собой, чтобы встретиться лицом к лицу со своей ответственностью и обязательствами: «Сионистская мечта, которая проистекает из самой верной, самой долгой и самой невероятной ностальгии, вернулась к самым истокам Откровения и была отзвуком высших ожиданий». Левинас признавал, что сегодня термин «иудаизм» относится скорее к «культуре», но настаивал на том, что в основе иудаизм остается религией, Божественный (и потому гуманистический) закон которой — Тора — предъявляет этические и социальные требования и еврею-индивидууму, и еврейскому народу, и еврейскому государству.






Article author: Uri Daigin
Article tags: Биография
The article is about these people:   Emmanuel Levinas

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family