Kleyne Chernevzi
Первые упоминания в исторических документах о поселении Черневцы (Черняховцы, Черниев) в так называемой Карачевской пустоши между реками Мурафой и Мурашкой относятся к концу XIV - первой половине XV вв. В 1546 г. это село приобрёл брацлавский шляхтич Белый Скиндер и переименовал его в Скиндерполь.
В 1595 г. Януш Замойский, канцлер и верховный гетман Польши, присоединил Скиндерполь к своим владениям у границы Подольского и Брацлавского воеводств. Новый владелец дал селу статус городского поселения, чтоб солидно было, и вернул ему историческое название. Город быстро разрастался, уже в 1602 г. здесь насчитывалось около 500 домов. Замойский, привлекая в город новых поселенцев, освободил их на сорок лет от денежных повинностей. В оффшорную зону начал стекаться разный народ - купцы (бизнесмены), ремесленники (пролетариат), разбойники (криминальный элемент), евреи (интеллигенция и теневая экономика). К первой трети XVII в. Черневцы стали самым населённым городом на востоке Подолии. В 1640 г. новый его владелец коронный гетман С. Конецпольскии построил костёл, а дорога, спускавшаяся от костёла к реке Мурафе, стала главной улицей города.
В 1649 г. по Зборовскому договору Черневцы стали пограничным городом казацкой автономии, вдесь были расквартированы казацкие войска, а рядом установлены пограничные кордоны. В феврале 1651г. польская армия под командованием гетмана М. Калиновского, продвигаясь к Днестру, выбила казаков из города. В последующие годы город не раз переходил из рук в руки враждовавших армий.
В начале XVIII в., после возвращения городов Подолии их польским владельцам, разрушенные и опустевшие Черневцы стали вновь отстраиваться и заселяться, но городом уже не стали. В конце XVIII - начале XIX вв. это было одно из интереснейших классических еврейских местечек. Сейчас, к сожалению - унылый поселок городского типа...
Евреи поселились в Черневцах вероятно, в первой половине а ХVІІ в., о чем косвенно свидетельствуют более поздние документы, относящиеся ко времени польско- казацкой войны. Некоторые названия уничтоженных казаками еврейских общин, перечисленные в мартирологе «Тит Гаявен», включающие в себя корень «черн», могут быть с определённой долей вероятности сопоставлены с Черневцами. Достоверным свидетельством проживания в городе евреев является упоминание еврейских домов в налоговых ведомостях 1661 г.
В 1765 г. в месгечке насчитывалось 14 еврейских домов, где проживало более пятидесяти человек. Численность черневицкой общины увеличивалась необычайна но быстро и выросла к 1790 г. в четыре раза (всего членов общины включая приписанных к ней жителей близлежащих сёл — 244 человека).
После разделов Польши и образования российской Подольской губернии Черневцы были включены в Ямпольский уезд. Основным занятием евреев была торговля на местном рынке, который посещали крестьяне, купцы из ближайших местечек и помещики соседних имений. В Черневцах были две мельницы: большая — у моста, при въезде в местечко с восточной стороны, другая — ниже по течению реки,за её поворотом. В 1838 г. в Черневцах числился лишь один купец — третьей гильдии — Янкель Садецкий; в 1852 г. здесь было зарегистрировано 40 ремесленников-евреев, а в начале 1880- х гг. — 66 ремесленников и 25 владельцев магазинов.
В 1853 г. в Черневцах официально были зарегистрированы одна синагога и одна «молитвенная школа» (всего 855 прихожан). В 1871 г. в Черневцах было 319 деревянных и 20 каменных домов. Дома с лавками и мастерскими теснились вдоль центральной улицы и вокруг площади у поворота главной улицы к мосту.
Соперничество различных хасидских групп, или, говоря условно, «партий» (как их называли в еврейской прессе того времени), за главенство в общинных институциях особенно резко выражалось в борьбе за откуп «коробочного сбора» — налога на кошерное мясо. Принадлежавший к той или иной «партии» шойхет (или же группа шойхетов), откупивший право взимания сбора за кошерное мясо, в то же время становился монополистом мясной торговли и распорядителем важнейшей статьи общинных доходов. Вот почему торги за откуп коробочного сбора часто вызывали в местечке распри.
Перед Первой мировой войной община Черневцов содержала старую Большую синагогу и четыре зарегистрированных молитвенных дома. Кроме клойзов «садагорских» и «сквирских» хасидов здесь были синагоги сапожников «Шнайдерше шул», кузнецов — «Ковалише шул» и другие. Точно так же, как в других местечках Подолии, евреи здесь владели практически всей торговлей.
В годы Гражданской войны местечко избежало серьёзных погромов. По местному преданию, некий цаддик благословил Черневцы и его благочестивых жителей, убедившись, что в субботу ни над одной трубой не вьётся дымок. Цаддик попросил Всевышнего защитить от погромов это местечко, жители которого даже в столь трудное время не нарушают законы Субботы.
Осенью 1920 года в Черневцах окончательно установилась советская власть. Была также создана еврейская сельскохозяйственная артель «Дер идишер бауер» («Еврейский крестьянин»). В местечке открылась еврейская средняя школа (закрыта в 1939 г.). Тем не менее до конца 1930-х гг. многие дети по-прежнему изучали Тору и иврит у частных учителей.
В 1939 г. здесь проживало 1455 евреев (19% населения).
24 июля 1941 г. через Черневцы проходила румынская (по другой версии, венгерская) войсковая часть, вместе с солдатами были и священники. Военные вывели из синагоги группу евреев, отвели их на мост и стали одного за другим сбрасывать с высоты около 12 метров на огромные, торчавшие из-под воды камни. Свидетели рассказывают, что расправа была прекращена подоспевшей к мосту немецкой армейской частью, но двенадцать человек к тому времени уже погибло.
Черневцы оказалось в Транснистрии — зоне румынской оккупации. В здании райкома партии разместилась румынская жандармерия (в подвале были тюремные камеры), рядом, в здании исполкома — Гражданское управление. Еврейские кварталы были превращены в гетто. Кроме полутора тысяч местных евреев в гетто разместили несколько сотен депортированных из Румынии (к концу 1943 г. здесь оставалось 170 бессарабских и 279 буковинских евреев). Местные жители оставались в собственных домах; почти в каждом жила ещё и семья из Румынии. Образованный из местных и румынских евреев совет гетто выполнял роль буфера между общиной и оккупантами По расказам очевидцев, румынские жандармы однажды собрали всех евреев и вывели их за пределы гетто, на территорию «торговицы» — ярмарочной площади. Совет гетто собрал среди узников требуемое количество драгоценностей, вещей и денег и сторговался с румынской администрацией о возвращении евреев в их дома.
Оккупационные власти использовали евреев на сельскохозяйственных и строительных работах. Конвой заставлял колонну людей, идущих на принудительные работы, петь.
Выход за пределы гетто был запрещён под угрозой расстрела; для похорон на кладбище, находившемся за рекой, требовалось получить специальное разрешение. Украинцы и поляки приносили на продажу в гетто продукты питания, некоторые из них пытались помочь евреям. Фельдшер Баранов, живший за пределами гетто, по первой же просьбе оказывал узникам медицинскую помощь.
Небольшая группа узников гетто поддерживала связь с партизанами, распространяла среди жителей принятые по радио сводки Совинформбюро, предупреждала их о готовящихся против евреев акциях. В эту группу входил Велвл Петербургский, до войны работавший в магазине культтоваров, где продавались радиоприёмники. Вероятно, именно обвинение в пользовании радиоприёмником или в снабжении радиодеталями подпольщиков и партизан послужили основанием для его ареста.
Узники гетто запомнили, как незадолго до освобождения местечка 12 февраля 1944 г., по предварительной договоренности с румынской оккупационной администрацией через Черневцы под развёрнутыми красными знамёнами прошло партизанское соединение. Гетто было на это время оцеплено жандармами, для того чтобы предотвратить присоединение евреев к партизанам.
Черневицкая община пережила нацистскую оккупацию, при освобождении здесь жило несколько тысяч евреев. Семьи бессарабских и буковинских евреев вернулись домой.
После войны в Черневцах была одна из пяти (с 1949 г., после закрытия синагоги в Виннице, одна из четырёх) зарегистрированных еврейских общин Винницкой области. С 1980-х гг. на базаре всё чаще стали появляться вещи, мебель, посуда из еврейских домов, торговля предметами домашнего обихода стала характерной приметой массовой эмиграции черневицких евреев.
На рубеже 1980 —90-х гг. когда-то многолюдное местечко опустело...
В.Лукин, "100 еврейских местечек Украины"
תגובות
Please log in / register, to leave a comment