Книга еврейской мудрости

Никто не гарантирован от того, чтобы произнести глупость. Несчастье заключается в том, когда ее произносят торжественно.

Монтень

Иосиф Гессен

 Родился в богатой еврейской семье. Дед И.В. Гессена по отцу был купцом, известным своей общественной и торгово-промышленной деятельностью. Его отец, а также братья отца и мужья его сестер, занимались хлебной торговлей.

В 1874 г., в возрасте 9 лет, он поступил во 2-ю одесскую гимназию. Уже обучаясь в старших классах гимназии, он включился в революционную деятельность.

С 1883 г. Гессен учился на Юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе, из которого был исключен в 1885 г. за участие в студенческих беспорядках, что сам он всегда отрицал. Продолжив учебу в Петербургском университете, он установил связи с революционно-террористической организацией «Народная воля». Был сослан на три года в Вологодскую губернию, после того, его арестовали во время облавы. Здесь в 1887 г. родился его старший сын Сергей, впоследствии ставший известным философом, педагогом, литературоведом и общественным деятелем русской эмиграции.

С 1889 г. Гессен жил в Одессе, где экстерном окончил Юридический факультет Петербургского университета. К тому времени он отошел от революционной деятельности. Несмотря на ходатайство руководства факультета, Гессен не был оставлен на преподавательской работе из-за «политической неблагонадежности» и иудейского вероисповедания.

В 1894 г. Гессен принял православие, чтобы усыновить сына Сергея, оказавшегося на его попечении. Вскоре он женился на Анне Исаковне Блюменфельд, племяннице известного в Бессарабии хирурга.

Принятие православия открыло для Гессена путь к государственной службе: он поступил на работу в Тульский уездный суд. В 1896 г. за успехи по судебному ведомству он был приглашен на должность помощника юрисконсульта в Министерство юстиции и вместе с семьей переехал в С.-Петербург.

С 1898 г. Гессен сотрудничал в журнале «Образование» и газетах «Русские ведомости» и «Сын отечества». Он организовал выпуск еженедельной юридической газеты «Право», первый номер которой вышел 8 ноября 1898 г. Это издание Гессен редактировал на всем протяжении его существования. Впоследствии, став членом Конституционно-демократической партии, Гессен фактически превратил «Право» в прокадетское издание.

В 1901 г. у Гессена родился сын Владимир, впоследствии вошедший в состав Конституционно-демократической партии и выпустивший в 1974 г. воспоминания «В борьбе за жизнь (Записки эмигранта)», освещающие детали жизни отца в Петербурге и Берлине, черты его характера, взаимоотношения с коллегами по журналистике и соратниками по партии.

С начала 1900-х гг. Гессен сблизился с либералами, участвовал в подготовке изданий земского кружка «Беседа». Позже он стал управляющим издательства кружка. Был одним из организаторов и членом совета «Союза освобождения».

Одновременно Гессен занимался научной деятельностью. Им были опубликованы многочисленные работы, освещающие различные вопросы юриспруденции: «Юридическая литература для народа» (1902), «Судебная реформа» (1904), «Реформа местного суда» (1910), «История русской адвокатуры» (1914 - 1916) и другие.

С 1904 г. Гессен занимал должность присяжного поверенного.

В 1905 г. он участвовал в создании Конституционно-демократической партии, в которой стал товарищем председателя Петербургского комитета. В 1906 г. Гессен стал членом Центрального комитета партии. Именно к этому периоду его жизни относится следующее воспоминание о А.В. Тырковой-Вильямс: «Гессен был еврей, адвокат с хорошей практикой, человек умный, живой, способный, доброжелательный». В другом месте своих мемуаров она характеризует Гессена как человека «практичного», но «сентиментального».

В 1905 г. совместно с П.Н. Милюковым Гессен редактировал газету «Народная свобода», сотрудничал в журнале «Вестник партии народной свободы». С февраля 1906 г. он был соредактором (с П.Н. Милюковым) газеты «Речь», органа Конституционно-демократической партии.

В октябре 1905 г. Гессен участвовал в секретных переговорах между Центральным комитетом Конституционно-демократической партии и С.Ю. Витте о создании конституционного кабинета. В своих воспоминаниях министр характеризовал Гессена как «человека большого таланта пера и слова», но «наивного политика».

В период избирательной кампании в I Государственную думу Гессен был исключен из списка избирателей в связи с привлечением к суду за «антиправительственную деятельность».

Во время выборов во II Государственную думу Гессен выступал за соглашение с октябристами и имел контакты с П.А. Столыпиным. В 1907 г. он был избран депутатом II Государственной думы от Петербурга. В ее составе Гессен занимал пост товарища председателя фракции кадетов, возглавлял комиссию о реформе местного суда, комиссию о неприкосновенности личности, участвовал в работе комиссии по запросам и в библиотечной комиссии. Именно на Гессена Милюков пытался возложить руководство кадетской фракцией во II Государственной думе, где лидеру конституционных демократов требовался человек, способный проводить его линию. Однако результат, как утверждали современники, получился плачевный. Глава влиятельнейшей политической фракции вскоре почувствовал «общее разочарование в политической деятельности, вызванное ознакомлением с ее кулисами». По воспоминаниям Гессена, от своих друзей ему приходилось постоянно выслушивать упреки в наивности, «в непонимании шахматных ходов <…> соратников по партии и неумении отражать их».

В 1909 г. Гессен принимал участие в критике сборника «Вехи», среди авторов которого были видные представители правокадетского направления. Таким образом, он публично отмежевался от зарождавшейся идеологии этого течения. Весьма показательны те разъяснения, которые многие годы спустя давал Гессен по поводу выхода «Вех» и своей реакции на этот сборник. Он трактовал появление «Вех» как «непредвиденную поддержку <…> упадочным настроениям», охватившим российское общество. По его словам, «фактически» «Вехи» оказали «существенную поддержку» правительству и «знаменательно было, что Струве удостоился приветствия от ярого реакционера архиепископа Антония, которому он отвечал сыновне почтительной благодарностью». Вместе с тем Гессен вспоминает, что после выхода сборника он «почувствовал», что именно «Вехи» «намечают лозунги будущего» и «пользуются защитой науки». Но сам он «никак не мог с такими еретическими мыслями открыто выступить», и ему «вместе с тем нельзя было противодействовать нападкам на “Вехи”».

В годы Первой мировой войны Гессен работал редактором газеты «Речь».

После Февральской революции Гессен участвовал в организации Союза русских писателей, возглавлял Союз редакторов ежедневных газет. В сентябре 1917 г. он вошел в состав Временного совета Российской республики (Предпарламента).

После Октябрьского переворота Гессен выступил против власти большевиков. Он входил в Политический центр при штабе генерала Н.Н. Юденича, а в январе 1919 г. (по другим данным – в 1920 г.) эмигрировал в Финляндию. Поселившись в Гельсингфорсе, он выступил в скандинавских органах печати с серией резких статей против большевиков, наладил сотрудничество с «Vossische zeitung», одной из крупнейших в Германии газет. Известно его «Открытое письмо к социал-демократам», напечатанное в этом издании. В этом письме Гессен, по собственному признанию, «подробно развил свою заветную мысль», уговаривая европейских социал-демократов отгородиться от большевиков. Он утверждал, что Россия стоит перед опасностью страшной реакции, которая «разольется далеко за пределы русского государства», и что «реакция тем больнее ударит по социалистам, чем теснее они свяжут себя с судьбой большевистского режима».

Вскоре Гессен переехал из Финляндии в Германию.

1 июня 1920 г. впервые официально собрались берлинские кадеты, в число которых вошел и Гессен. На первом таком собрании для первоначальной организационной работы было избрано Временное бюро, председателем которого в скором времени он был избран.

Вместе с В.Д. Набоковым и А.И. Каминкой Гессен, связанный с ними общностью политических взглядов и многолетней дружбой, основал 5 ноября 1920 г. и стал издавать русскоязычную газету «Руль», направленную против большевистского режима в России. Первоначально Гессен, судя по его воспоминаниям, не только не проявлял никакой инициативы в создании «Руля», но даже оказывал упорное противодействие таким планам. «Не то чтобы я разлюбил газетную деятельность, - писал он много лет спустя, - при уверенности в правильности позиции возможность ежедневно высказываться и убеждать других нисколько не утратила соблазна. Но так как на первом <…> месте <…> стояло сокрушение большевиков, - убеждать в этом беженцев значило стучаться в открытую дверь. А если относительно способов и форм борьбы все более определенно намечались разногласия, то вынесение сора на глаза иностранцев представлялось крайне нежелательным. <…> Подсознательно играло, вероятно, некоторую роль и ощущение деградации в смене крупного петербургского органа печати, каким была «Речь», <…> на скромный беженский листок». После долгих дискуссий, «истощив все усилия, чтобы доказать ненужность газеты», Гессен остановился на своеобразном компромиссе: помочь В.Д. Набокову наладить издание и, воспользовавшись первой возможностью, отстраниться.

Впоследствии неожиданная смерть Набокова все эти планы расстроила. Впрочем, в издании, безусловно, доминировал дуумвират: занятый коммерческими вопросами Каминка в нем мог быть только на вторых ролях. Гессен входил в Берлинскую группу кадетов, представлявшую правое крыло партии. Влияние в редакции газеты отражало доминирующие положение Набокова и Гессена в среде берлинских кадетов. Они стали неофициальными лидерами всех сторонников правого направления среди конституционных демократов.

Позиция газеты «Руль» не всегда совпадала с позицией крайних по своим политическим воззрениям эмигрантов, тем самым навлекая на редакторов издания гнев экстремистов. В воспоминаниях Милюкова приводится информация о подготовке покушения и на Гессена. Причиной первого нападения на него послужили статьи «Руля» о церковном расколе в православии, произошедшем в 20-е гг. и сильно волновавшем беженскую колонию Берлина. В 1928 г. в помещении редакции газеты двое незнакомцев набросились на И.В. Гессена, сбили его с ног и нанесли удар палкой. Пострадавший, не желая, по его словам, создавать рекламы обидчикам, «которым только и хотелось пародировать на суде, чтобы попасть в большие забияки», от жалобы отказался.

Другое нападение было произведено в 1929 г. группой немецких троцкистов. Они, по словам Гессена, «пронеслись по <…> помещению <…>, опрокидывая столы, разрывая рукописи, разбив пишущую машинку и избив <…> редактора Ландау».

Гессен принимал участие в работе многих организаций эмигрантов: был одним из организаторов Комитета русских парламентских деятелей в Берлине, заместителем председателя Союза русских адвокатов, председателем Союза русских журналистов и литераторов в Берлине, членом президиума русского общественного комитета помощи голодающим, содиректором от русских пайщиков издательского товарищества «Слово».

В эмиграции Гессен не поддерживал отношений с Милюковым, с которым был очень близок в России, не принял предложенную им «новую тактику». Гессен помирился с ним лишь в 1922 г., как раз накануне покушения на Милюкова в Берлинской филармонии.

После убийства Набокова Гессен неожиданно оказался в роли единоличного политического лидера правых кадетов в Германии. Однако по своему складу он был не совсем к этому пригоден. Дело здесь было не только в его крайней занятости издательской деятельностью, но и в его неумении заниматься чистой практической политикой. Считается, что именно это послужило причиной краха правокадетского направления.

С 1921 г. Гессен издавал сборники документальных материалов «Архив русской революции». До 1937 г. вышло 22 тома. В 1922 г. он написал работу «Искания общественного идеала». Гессен оставил две книги воспоминаний. Первую, «В двух веках», вошедшую в состав «Архива русской революции», он посвятил событиям своей жизни до Гражданской войны. Вторая, «Годы изгнания», стала естественным ее продолжением, охватив события жизни в эмиграции (была опубликована уже после смерти Гессена).

В 1936 г. Гессен переехал в Париж.

После оккупации Франции немцами, в 1941 г., он уехал в США, где поселился в Нью-Йорке.

Там он и умер 22 марта 1943 г.

Сочинения:

Гессен И.В. В двух веках: Жизненный отчет // Архив русской революции. Т. 22. Берлин, 1937.
Гессен И.В. Годы изгнания: Жизненный отчет. Париж, 1979.
Дневники и воспоминания:

Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1 – 3. М., 1994.
Гессен В. В борьбе за жизнь (Записки эмигранта): Петербург – Берлин – Париж – Нью-Йорк. Нью-Йорк, 1974.
Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.
Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. Лондон, 1990.
Исследования:

Гессен В.Ю. Гессены и Набоковы – сотрудничество и дружба // Набоковский вестник. Вып. 1. СПб., 1998.
Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром. М., 1982.
Думова Н.Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988.
Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905 - 1943 гг.). М., 1997.
Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 -1907 гг. М., 1985.
Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905 - 1907 годов. М., 1983.
Williams R. Culture in exile: Russian emigres in Germany, 1881 - 1941. London, 1972.






Автор статьи: Н.В. Петрусенко
Источник статьи: http://www.antibr.ru/dictionary/ae_gess_k.html
В статье упоминаются люди:   Иосиф Гессен

Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU).
Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью

Обсуждения

Пожалуйста войдите / зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Добро пожаловать в JewAge!
Узнайте о происхождении своей семьи