Книга еврейской мудрости

Помимо вознаграждения за толкование пассажей Торы, я жду поощрения за то, что некоторые из них я оставил без комментария.

Нахум из Гимзо, Талмуд

Яруга (еврейское название — Ярэ)

Яруга (еврейское название — Ярэ), село Могилевского района Винницкой области, до 1923 г. — местечко Ямпольского уезда Подольской губернии.
Считается, что год основание местечка – 1617 год. Местечко основано несколько десятками сефардских еврейских семей – беженцами из Испании*.
В 1784 г. в'Яруге жили 63 еврея,
в 1787 г. — 55 евреев.
В 1847 г. - 224 еврея,
в 1897 г. - 1271 (51% населения).
В 1923 г. - 994 еврея.

Село расположено на левом бе­регу Днестра среди скалистых об­рывистых холмов. Название посе­ления происходит от слова «яр», то есть крутой берег, обрыв, глубокий овраг.
Расстояние до шоссейной доро­ги Могилёв — Ямполь 4 км, до Мо­гилёва 21 км, до Ямполя 20 км. По просёлочной дороге от трассы Могилёв-Подольский — Ямполь до Яруги около 4 км.

Содержание

История

Первые сведения о Яруге относят­ся к XVII в. В 1617 г. здесь под дав­лением превосходящих сил ту­рецкой армии Польша подписала чрезвычайно обременительный для себя мирный договор с Турцией1.
Яруга упоминается также в доку­ментах, относящихся к периоду хмельнитчины. Мартиролог «Тит hаявен» («Трясина бездонная») упоминает небольшую еврейскую общину (40 домовладельцев) в поселении Юрги, возможно, имея в виду Яругу2. В 1671 г. она предста­вляла собой поселение, обнесённое частоколом.
В середине XVIII в. маленькое местечко Яруга стало центром од­ноимённого староства, в которое входили ещё семь близлежащих сёл.

Вероятно, именно в этот пери­од здесь поселились евреи. В 1784 г. в местечке было 14 еврейских до­мов с более чем 60 обитателями, в общину численностью 126 человек входили также евреи окрестных сёл. В 1787 г. в Яруге в 16 домах проживало 55 евреев, столько же евреев окрестных сёл было припи­сано к общине местечка5.
После разделов Польши Яружское староство было причислено к казённым имениям в Подольской губернии6. По-видимому, уже в этот период многие местные евреи кро­ме традиционных ремёсел и мел­кой торговли были заняты вино­делием и виноторговлей.

В 1852 г. в Яруге было 7 мест­ных и 4 иногородних ремесленни­ка с суммарным оборотом капитала 200 рублей в год7. В 1853 г. община Яруги содержала каменную сина­гогу и деревянную «молитвенную школу» с общим числом прихожан — 171. Общиной руководил раввин Авраам-Давид Флом8.
В 1871 г. согласно донесению гу­бернатора в местечке проживало 520 жителей, приписанных к торговому сословию (в основном евреи), и 590, приписанных к сельскому сословию; в местечке было 152 де­ревянных и 5 каменных домов.

Еврейскими домами с мастерски­ми и лавками была застроена вся центральная улица. В 1872 г. 33 ев­рейских семейства приобрели уча­стки земли по 2 — 3 десятины каж­дый с рассрочкой выкупа на сорок лет. На этих участках, располагав­шихся за пределами местечка, меж­ду угодьями крестьян и дворян, евреи развели виноградники. Ка­ждый виноградник приносил от 300 до 600 рублей дохода в год10.

«Ежегодно выделывалось вино в количестве около ста вёдер, а при лучшем урожае и того больше, причём вино оказалось очень хорошего качества, благодаря тщательному уходу за виноградниками и относительной свежести виноградных лоз. Та же часть еврейского населения, которая не имела своих виноградников, занималась торговлей, пользуясь близостью Днестра и прямым сообщением с Одессою и другими торгово-промышленными центрами».

Частые осенние замороз­ки в конце 1880-х гг. и в особенности жестокие мо­розы зимой 1890/91 г. силь­но повредили виноградни­ки, подорвав основу благо­получия евреев-виноделов.
Ежегодная продукция каждого хо­зяйства снизилась в среднем до 10—15 вёдер вина со 150 — 200 вё­дер в прежние годы, а у многих ви­ноградарей вина не хватало даже для домашнего употребления. Хо­зяева виноградников были вынуж­дены потратить деньги на замену уничтоженной морозами лозы, а виноторговцы не только не смогли получить с них долги, но также вынуждены были вкладывать средства в восстановление вино­градников. Повреждённые вино­градники и повторявшиеся в те­чение нескольких лет неурожаи стали причиной больших долгов виноградарей по выкупным пла­тежам, доходивших до 100 — 200 рублей. В 1896 г. владельцы ви­ноградников, евреи и дворяне, обратились к губернской адми­нистрации с просьбой об отсроч­ке выкупных платежей на пять лет. Ввиду того что губернс­кое начальство им отказало, дело перешло на рассмотре­ние в Сенат, а над должника­ми нависла реальная опас­ность продажи с молотка до­машнего имущества и самих виноградников.

Положение общины ещё более осложнилось тем, что в это и без того плотно населённое местечко в 1893 г. переселилось около трёх де­сятков евреев с противоположного берега Днестра, изгнанных из бес­сарабского села Яровая (в настоя­щее время — Ярова) тамошним по­мещиком.
Эпидемия тифа, распространившаяся в Подолии в 1896 г., приняла в Яруге опасные масшта­бы из-за бедности её населения.

«Благоприятным исходом заболеваний бедняки много обязаны местному врачу А. С. Вайнштейну, который с редким самопожертвованием предался лечению бедных больных, посещая их безвозмездно, просиживая у них по целым дням и ночам, оказывая беднейшим из них поддержку даже денъгами».

Отмечая «критическое поло­жение» местных евреев, лишённых последних надежд даже на мизер­ные заработки из-за введения го­сударственной винной монополии и запрета частной торговли вином, корреспондент «Недельной хрони­ки „Восхода" в Яруге отметил растущее в еврейской среде стрем­ление эмигрировать в Америку'5.
В эти годы среди евреев появились сезонные сельскохозяйственные рабочие, подряжавшиеся на подён­ную работу в помещичьих хозяй­ствах.

«Евреи охотно предлагают свои услуги и работают не хуже заправских землепашцев-крестьян, и вообще, отличаются трудолюбием и сметливостью. Среди подённых рабочих из местных евреев есть люди, которые недавно ещё считались довольно состоятельными, причём они нисколько не стесняются своим положением. Ежедневно им приходится пройти утром и вечером из местечка в то или другое село, а оттуда обратно в местечко, так как... полицейские власти не дают им переночевать в селе ввиду пресловутых „временных правил" (от 3 мая 1882 г), толкуемых ими в крайне ограничительном смысле».

Положение евреев-виноградарей улучшилось на рубеже веков бла­годаря финансовой помощи баро­нессы Гирш и выполнения реко­мендаций агрономов Еврейского колонизационного общества17. Су­щественным фактором стало также последовавшее в 1899 г. разреше­ние министерства финансов соб­ственникам виноградников на бес­патентную продажу вина.

«Местечко, утопая в виноградниках, представляет <собой> красивую, живописную картину. Виноградники находятся в блестящем состоянии: лозы хорошо цвели, обсыпаны плодами и обещают обильный урожай. Виноградари-евреи не нарадуются. Они тщательно ухаживают за виноградниками и оберегают их от вредных насекомых. Точно так же находятся в хорошем состоянии разводимые местными евреями при виноградниках фруктовые сады и огороды».

Уже в 1860-х гг. община Яруги содержала два синагогальных зда­ния. В 1863 г. губернское началь­ство взялось за проведение в жизнь закона, регламентирующего коли­чество синагог и «еврейских мо­литвенных школ». На каждые 30 еврейских домов «полагалось не бо­лее одной молитвенной школы, а на каждые 80 — одной синагоги. В со­ответствии с этими установлени­ями одну синагогу местечка тре­бовалось закрыть2.» По-видимому, евреям удалось отстоять право на вторую синагогу, так как согласно данным 1889 г. община, насчиты­вавшая 559 человек, по-прежнему содержала две синагоги21, а в на­чале XX в. — уже три синагогаль­ных здания22. Раввином общины с 1882 г. был р. Исраэль Майданик (родился в 1850 г.), сын раввина р. Аарона23. В местечке было более тридцати еврейских магазинов и лавок, три склада лесоматериалов, склад яиц, аптека. Два раза в месяц в Яруге проходили базары24.

Гражданская война

В июле 1919 г. через Яругу проехал Семён Петлюра — главный атаман (главнокомандующий) войск Ук­раинской Народной республики и председатель Директории. Так опи­сал проезд Петлюры через Яругу Исраэль Динес в своём свидетель­стве, написанном в 1926 г. для суда над Ш. Шварцбардом (он застре­лил Петлюру в Париже и был за­тем оправдан судом присяжных):
«Мы подошли к разбойнику Петлюре с хлебом и солью в руках. Раввин нёс свиток Торы. После этого исполняющий обязанности казённого раввина Акива Грингер произнёс речь, в которой просил у главного убийцы, чтобы он нас не трогал, чтобы приказал своим парням не убивать евреев. Разбойник Петлюра открыл свой грязный рот и сказал: „Э це ничего, нехай хлопцы гуляют трохи". Разбойник уехал в Могилёв. Как только машина убийцы тронулась с места, точно так же, как раньше нас палками выгнали идти приветствовать хулигана, так же погнали нас кнутами: „Жиды до дому". Петлюровцы безжалостно нас избивали. Назавтра, то есть назавтра после проезда бандита, всё осталось по-прежнему. Именем Петлюры объявили, что евреям запрещено выходить из Яруги в окрестные деревни менять вещи на еду и делать покупки, так как они большевики — с того дня каждый день у нас были убитые».

В 1919 г. солдаты Добровольчес­кой армии устроили в Яруге по­гром. Многие дома были сожжены вместе с жителями, некоторые ев­рейские семьи бежали из местеч­ка.
С установлением советской вла­сти в 1920-х гг. в Яруге был обра­зован еврейский местечковый со­вет, а затем — еврейский колхоз (председатель Ноах Мучник). Кол­хоз специализировался на тради­ционном здесь виноградарстве.

Шоа

В июле 1941 г., через неделю пос­ле вступления нацистов в Яругу, всех евреев в течение одного дня переселили на окраинную улочку Маарлэх. В каждом доме оказалось по нескольку семей. Было создано гетто, выходить за ограду которого запреща­лось. Евреям пред­писывалось носить на груди и на спи­не жёлтый круг ве­личиной около де­сяти сантиметров. Старостой гетто был назначен председа­тель колхоза Ноах Мучник. Евреи по-прежнему работали в колхозе, обрабаты­вали виноградники, а также чинили уп­ряжь, подшивали валенки, обрабаты­вали кожу. Полиция конфискова­ла у евреев все ценности, а затем и все изделия из цветных металлов.

28 июля 1941 г. команда СС за­держала в Яруге направлявшуюся в район Ямполя партию евреев, де­портированных из Бессарабии и северной Буковины. Всех их, около тысячи человек, нацисты расстре­ляли неподалеку от местечка, в ов­рагах. Детей бросали в овраг жи­выми, после чего овраги засыпали землёй.

В октябре и ноябре 1941 г., по­сле образования румынской зоны оккупации Транснистрии, в Яруге поселили около пятисот депорти­рованных буковинских евреев, по­сле чего еврейское население вы­росло почти в два раза. Был создан совет гетто во главе с шойхетом Видером из Румынии.
Украинскую милицию здесь возглавил Ф. Крижевский, тайно поддерживавший партизан. Благодаря его человеч­ности в гетто были относительно неплохие условия существования, например, евреи могли без особых затруднений покидать гетто.
Одной из проблем, с которой столкнулся совет гетто, были ноч­ные нападения крестьян из бесса­рабской деревни Ярова: они по льду переходили Днестр и граби­ли евреев. После неудачных попы­ток организовать самооборону с крестьянами было достигнуто со­глашение, по которому они вместо грабежа стали участвовать в кон­трабанде товаров из Бессарабии в Транснистрию. Перепродажа кон­трабандных товаров заметно улуч­шила материальное состояние оби­тателей гетто. Весной 1942 г. в Яруге была открыта больница на 16 коек и бесплатная столовая33.
Утром последней субботы мая, 30 мая 1942 г. немецкие солдаты и украинские полицейские окружи­ли гетто, заставили евреев выйти из домов и погнали их к месту расстрела неподалёку. Толпа не роптала, лишь портной Эли, человек в местечке незаметный, ударил одного из солдат бритвой34.
Многих молодых людей из ос­тавшихся в живых узников посы­лали на принудительные работы в лагерях Транснистрии, в том числе в деревне Нестерварке рядом с Тульчиным. Согласно официаль­ным данным в январе 1943 г. в Яру­ге проживало 369 местных и 416 румынских евреев. В сентябре того же года согласно статистике жан­дармерии среди депортированных было 6 бессарабских и 472 буковинских еврея. Из местных евреев в Яруге в годы оккупации погиб­ло более ста человек35.
Местечко было освобождено 20 марта 1944 г.36

В послевоенное время в селе про­живало несколько десятков евреев; к уцелевшим узникам гетто при­соединились бывшие фронтовики. Возобновил работу бывший еврейский колхоз. Численность еврей­ского населения неуклонно умень­шалась: те, кто помоложе, уезжали в города. В 1990-х гг. евреев в Яру­ге не было.

Архитектура

Бывшая торговая улица местечка (ныне Днестровская) поднимается вдоль узкого и высокого холма, что тянется между берегом Днест­ра и оврагом. Тесно поставленные каменные и деревянно-валькованные дома, крытые дранкой или че­репицей, являют собой пример ти­пичной для еврейских кварталов одноэтажной застройки. Среди них выделяется двухэтажное здание постройки 1899 г. (илл. 302), впол­не городского вида, с магазинами в первом этаже и квартирой хозя­ев во втором.
На этой же улице расположены по соседству православная цер­ковь и клуб. На небольшой площа­ди, за которой главная улица раз­ветвляется на две более узкие, в 1996 г. ещё можно было увидеть пу­стующее здание, сохранившее тра­диционную планировку заезжего двора. За массивными воротами в центре фасада, обращенного к пло­щади, начинался широкий проезд, обрамлённый с обеих сторон анфи­ладами помещений37.
Интересен также небольшой дом за площадью, на продолжении торговой улицы, тянущейся вдоль бе­рега Днестра (ул. Днестровская, дом № 71). Когда-то он принадле­жал моэлю. Здание, по-видимому, многократно перестраивалось. В одном из его помещений находится выполненное из глины и оштукатуренное кресло для сандака с высокими подлокотниками, в виде припечка пристроенное к «грубе» (отопительной печи гол­ландского типа)38.
В Яруге уцелело довольно мно­го домов, построенных, по всей ве­роятности в 1870-х гг. Несмотря на аварийное состояние многих из этих построек, их лучковые окна, нарядно украшенные двери и га­лереи с остеклёнными верандами, поднятые на высоких цокольных этажах, по сей день свидетельст­вуют об удовлетворительном мате­риальном достатке их бывших вла­дельцев. В глубоких сводчатых каменных подвалах яружские виноградари хранили вино. Устройство таких подземных сооружений требовало высокого строительного мастерства.
Недалеко от площади, на спуска­ющейся в овраг улице Победы (в прошлом — улица Маарлэх) нахо­дилась Большая синагога Яруги, разрушенная во время войны.

Кладбища

Два еврейских кладбища, старое и новое, находятся в противополож­ных концах местечка. Старое клад­бище расположено на восточной окраине села, в заросшей деревья­ми балке, спускающейся к Днест­ру. На кладбище площадью прибли­зительно один гектар сохранилось всего около трёх десятков памят­ников, в центре кладбища можно найти несколько старых надгро­бий. Одно из них двой­ное, в эпитафии сохранилось имя одного из погребённых: Давид сын Шломо, умер в 1757 г.
Большинство памятников от­носится к первой половине XIX в. Среди них выделяется стела на мо­гиле Берла сына Бецалеля, датиро­ванная 1835 г. она украшена изображением двух малень­ких фигурок львов с высунутыми языками, стоящих по сторонам ро­стка. В нижней части стелы поме­щён круглый медальон, куда вписа­ны маген-давид и традиционная аббревиатура слов последней фра­зы поминальной молитвы «Изкор». Это один из самых ранних приме­ров изображения маген-давида на надгробиях.
Оригинальностью формы отли­чаются несколько надгробных па­мятников середины XIX в., своими очертаниями или рисунком на фа­саде напоминающие силуэт челове­ческой фигуры. Некоторые из этих стел имеют круглые завершения, которые узкой перемычкой соеди­нены с прямоугольным основани­ем. На других стелах окружность высечена на прямоугольном фасаде и соединена перемычкой с прямо­угольным обрамлением эпитафии. В нее вписано на­чало эпитафии, жест благословения коhена или изображение птицы.
Новое кладбище расположено к западу от посёлка, на высоком бе­регу Днестра. Оно полностью со­хранилось. Здесь находится более тысячи захоронений XIX —XX вв. Кладбище огорожено высокой сте­ной, сложенной из крупных необ­работанных камней, у входа стоит здание таhоры — дома омовения. Большинство надгробий второй по­ловины XIX в. имеют форму мо­нументального саркофага, грани которого выполнены из плоских каменных плит. Фасад каждого такого «саркофага» укра­шен традиционной стелой с полу­круглым завершением.
Среди других разновидностей памятников наиболее распростра­нены надгробия в форме дерева с обрубленными ветвями. Одно из таких «деревьев» 1930 г. увенчано крупным плодом, а среди его обрубленных ветвей помещено символическое изображение скри­жалей Завета с текстом эпитафии.
На новом кладбище находится братская могила жите­лей Яруги, расстрелянных нациста­ми в 1941 г.39.

В. Лукин, А Соколова, Б. Хаймович
«100 еврейских местечек Украины» выпуск 2 Подолия»
издатель Александр Грант С-П, 2000 г.






В статье упоминаются места: Яруга

Эта информация опубликована в соответствии с GNU Free Documentation License (лицензия свободной документации GNU).
Вы должны зайти на сайт под своим именем для того, чтобы иметь возможность редактировать эту статью

Обсуждения

Пожалуйста войдите / зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Добро пожаловать в JewAge!
Узнайте о происхождении своей семьи