Общая история моей семьи
Мой папа мне часто рассказывает о своих родителях – о моих бабушке и дедушке, о своих бабушках и дедушках – о моих прабабушке и прадедушке, о их родственниках, еврейских законах, обычаях, праздниках, и о том, какую роль они играют в его жизни, какую роль играли в жизни его предков.
Несколько раз мы с папой ходили в Харьковскую хоральную синагогу – крупнейшую и самую красивую на Украине и в СНГ, а также вторую по величине в Европе после будапештской синагоги. Часто можно увидеть харьковских художников, изображающих синагогу на своих холстах.
В нашем доме хранится одна из передающихся по наследству минор, которую я рисовала для выставки в Израильский Культурный центр «Бейт Дан». Наверное, во мне живет еврейская душа, которая перешла ко мне от моих предков. О них я и хочу рассказать. Мой пра-прадедушка Юдель Хазанович был купцом 1й гильдии, жил в Кременчуге, и имел 8 детей, одним из которых и был мой прадедушка - Лейб Хазанович.
Мой прадедушка, Лейб Юделевич Хазанович, родился в городе Кременчуге, поступил в Одесскую консерваторию, так как решил посвятить всю свою оставшуюся жизнь изучению Торы. Там же в Кременучге 1925 году родился и мой дедушка – Хазановчи Нисан Львович. Корни моей прабабушки Каплан Песи Мееровны возможно в Белоруссии. В их семье было 13 детей вместе моей прабабушкой. В конце 20х – начале 30х годов семья прадедушки переехала в Харьков. Прадедушка и прабабушка были глубоко религиозными людьми, строго придерживали Законов Кашрута, и были верны еврейским традициям: праздновали Еврейский Новый Год, Пурим, Песах, Рош Хашана, Хануку, Сукот, и др. За большим столом собиралась многочисленная родня, коротая ждала прадедушку. Он приходил из молельного дома, они с прабабушкой опять молились, а затем все приступали к еде. На столе были традиционные блюда еврейские блюда, которые вкусно готовила прабабушка – Песя Мееровна: фаршированная рыба, курица, хоройшес, перцимес, и др. Они пили вино, которое прадедушка сам изготавливал. Мы продолжаем их традиции: собираемся на еврейские праздники, мама готовит еврейские блюда, пока папа молится за столом. Когда умер мой прадед, Лев Юделевич, все правоверные евреи Харькова пришли его хоронить, в том числе друг моего деда, харьковский раввин – Исаак Йоффе. Дедушку хоронили в саване, а над могилой читали молитвы. Также хоронили мою прабабушку Песю Мееровну и дедушку – Нисана Львовича.
Мой папа, Анатолий Нисанович, по праздникам ходит в синагогу, куда его приглашает харьковский раввин Мойше Москович, читает кидуш по умершим родителям и родственникам, иногда его приглашают к чтению торы.
Прадедушка, Лев Юделевич, был настолько религиозен, что когда в 1954 году родился мой папа, он обратился к своему сыну, Нисану(к моему дедушке), чтобы папа прошел обряд обрезания. Иначе он не мог взять своего внука в руки. Таким образом, мой папа прошел обрезание в младенчестве.
Когда я была маленькая, мои папа и дедушка привели меня в синагогу на Песах, где мне разрешили самой раскатать тесто на мацу. Праздник Пурим несколько раз организовывался еврейской общиной в цирке, куда мы приходили семьей.
Моя бабушка, Нехама Тевелевна Хазанович(Гомберг), родилась в Харькове в 1927 году, а ее родители, Гомберг Тевель Лейбович и Хана Наумовна Гомберг(Гольдштейн) родом из Кировограда(мои прабабушка и прадедушка). Родственники прабабушки в 1922 году выехали из России за границу. Все родственники по бабушкиной линии были евреями, соблюдали еврейские традиции. Бабушка научила готовить мою маму еврейские блюда, теперь и я учусь у своей мамы.
Мы с семьей и друзьями каждый год посещаем концерт клейзмерской музыки в Еврейском Культурном центре «Бейт Дан».
Обсуждения
Пожалуйста войдите / зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий