In Jewish history there are no coincidences.

Elie Wiesel

РОДОСЛОВНАЯ ЛАНДАУ

Род Ландау - один из известнейших раввинских средневековых родов, давший миру большое число талмудистов, ученых и общественных деятелей. Именно поэтому Ландау – одна из самых знаменитых фамилий среди польских, немецких и русских евреев. Фамилия ведет свое происхождение от баварского города Ландау. Как сообщает нам об этом городе Еврейская Энциклопедия 1911 года под общей редакцией доктора истории Востока А. Гаркави и доктора Каценельсона, издательства Брокгауз-Ефрон: «Ландау - город в Баварии, в области Пфальц. Еврейская община существовала в Ландау еще в 14 веке, если не раньше (о преследованиях евреев Ландау упоминается в 1337 и 1349 гг.). В 1525 г. состоялся договор евреев Ландау с мещанами, согласно которому право первых жить в городе было сокращено с 29 лет — по прежнему условию — на 24 года».


Замок в Ландау

Наиболее ранний представитель фамилий Ландау, о котором сохранились какая либо информация — это знаменитый рав Иехуда Ландау, выдающийся талмудист 15 века и глава раввинской школы, в которую стекались ученики со всех концов Германии. Собственно именно он и считается основателем этой знаменитой династии, получившей фамилию по названию города, в котором он тогда жил.
Но сегодня мы хотели бы рассказать читателю об одной из веток этого древнего рода. О той ветви семьи Ландау, которая начинается в 15 веке в Баварии и венчает которую уже в России во второй половине 20 века такое имя как Лев Давидович Ландау - академик, нобелевский лауреат и выдающийся физик. О Льве Ландау написано достаточно воспоминаний, о его уникальных способностях, о его своеобразном характере, о его взаимоотношениях с окружающими и о его удивительных идеях. Нас же интересует сейчас не его потрясающие открытия в области теоретической физики, не его теория свободной любви и даже не его взаимоотношения с советской властью. Нас интересует течение истории – еврейский род, который на протяжении как минимум пяти веков выдавал миру исключительных личностей. Мы попытаемся проследить историю этого рода и восстановить родословную семьи Ландау. В этой статье мы воссоздадим только одну из ветвей этой семьи.

Итак, мы начинаем с рава Иехуды Ландау, родившегося около 1400–ого года и покинувшего этот мир в 1469 году. Напомним читателю, знакомому с историческими реалиями, что именно в эти годы уже закончила свое героическое существование Орлеанская дева – легендарная французская Жанна де Арк, умер в далекой России Андрей Рублев, по всем княжествам Германии шли рыцарские турниры, уже родился знаменитый Васко Де Гама, в Англии шла война Алой и Белой розы, основное население Европы было почти поголовно неграмотно, а евреи в большинстве стран должны были носить специальные отличительные знаки и жить в пределах еврейских гетто. Именно в этих условиях Иехуде Ландау удалось создать свою знаменитую Академию или ешиву, гремевшую славой по всей средневековой Германии.


Ветвь семьи Ландау
Ветвь семьи Ландау

Его сын, рав Яаков Борух Ландау, по прозвищу Агур, обладавший не меньшими способностями, чем отец – «известный кодификатор и ритуалист», переселился из Германии в Италию. Сначала в Павию, а затем в Неаполь, где издал между 1487 и 1492 годами составленный им ритуальный кодекс «Агур». Этот кодекс он составил для своего ученика, рава Эзры Авраама бен Давида Овадии, «не имевшего возможности из-за своих занятий физикой и метафизикой углубиться в изучение Талмуда и раввинских авторитетов». Благодаря своему практическому характеру кодекс «Агур» приобрел большую популярность не только в Италии, но и в Германии и стал впоследствии авторитетным по ритуальным вопросам у большинства ашкеназских евреев. В частности он содействовал перенесению религиозных обычаев немецких евреев в Италию.
Сын Яакова Баруха - рав Йекусиель не оставил дошедших до нашего времени письменных работ, но о нем нам известно, что среди других детей он родил сына Моше, который тоже стал равом и получил прозвище Азокен, он умер в 1560 году.
Сын Моше Азокена - рав Беньямин Вольф Сегаль Ландау переехал в Речь Посполитую в город Сандомирского воеводства Опатов и получил там должность даяна, то есть судьи еврейской общины.
Его сын Герцль родившийся уже в 1589 году и тоже ставший раввином Опатова, записывал свою фамилию как Ланди, а не Ландау. Опатов несколько раз подвергался нападению шведов и захватывался ими. Быть может, написание фамилии изменилось именно вследствие этого.
Сын Герцля – рав Иехискиель Сегаль, родившийся в 1615 году, будучи, как и его дед, даяном Опатова, записан под той же фамилией – Ланди.
Но уже его сын получил в наследство от своих родственников необычайно длинное имя - Цви Гирш Сегаль Витеш-Вителес-Хариф Ландау. Разгадка тройного имени Витеш-Вителес-Хариф такова: еще дед матери Цви имел прозвище или родовое имя - Хариф (что означает в данном случае «острый на язык» или «по характеру») и был известным польским раввином. Дети не захотели отказаться от потомственного прозвища и перевели его на польский язык – Витуш или Витеш и на литовский лад - Вителес. Сам же Цви Гирш Ландау родился в 1643 году и прожил 71 год. Он был выдающимся раввином и был избран одним из руководителей Ваада четырех земель, возникшего с середины 16 века главного Совета еврейского самоуправления включающего в себя управление четырьмя землями - Великой Польшей (со столицей в Познани), Малой Польшей (со столицей в Кракове), Львовской землей (или Червонной Русью) и Волынью.
Именно при нем Кагал (Совет управление еврейской общиной) Опатова состоял из «3 сеньоров, 4 тувим, 2 заместителей, 4 габбаев "большой кассы благотворительности", 5 кассиров, 8 синагогальных габбаев, 3 судебных инстанций (каждая из 4 судей), 4 габбаев для сборов денег в пользу бедных в Палестине и 4 габбаев для сбора денег на выкуп пленных. При нем были введены и следующие постановления для местного раввина: ему «нельзя было иметь при себе больше одного женатого сына; за 2 ежегодные проповеди ему полагалось 2 дуката; кроме того, откупщики мясной, молочной и товарной повинности должны уплачивать ему по 9 польских злотых; в доме раввина не должны происходить собрания кагала; а самому раввину запрещено было вступать в родство с членами общины».
Сын Цви Гирша - Иехуда Ландау, родившийся в 1672 году в немецком городе Хильдесхейме и умерший в Опатове 13 кислева 1737 года был выбран не только, как и его отец, одним из руководителей Ваада четырех земель, но и «парнасом рода Израилева в четырёх землях», то есть главой Ваада. Иехуда Ландау родил Иехезкеля, одного из самых знаменитых раввинских авторитетов своего времени.

Иехезкель бен Иехуда Ландау

Иехезкель бен Иехуда Ландау родился в 1713 году в Опатове. Он был даяном в Бродах с 1734 по 1745 год, раввином в Ямполе на Украине, а с 1754 года он стал не только главным раввином Праги, где руководил еврейской общиной в течение 38 лет, но и духовным руководителем всех евреев Богемии. Его называли «Нода би-Иехуда» по названию главного труда его жизни. В Праге он возглавлял одну из крупнейших иешив того времени, привлекавшую сотни учащихся из разных стран. Всю жизнь он боролся и против хасидизма и против аскалы. У него было восемь детей. Он умер в 1793 году и похоронен на Пражском кладбище Фиберхова. Из всех его детей нас интересует его сын Шмуэль.
Рав Шмуэль бен Иехезкель Ландау был главным даяном Праги. Он составил респонсы "Schibat Zijon" и примечания к сочинениям отца. Он похоронен в Праге, на том же кладбище, что и его отец 28 тишрея 1834 года. Один из сыновей Шмуэля - рав Исроэль Ландау (1758 – 1829, Прага) родил Элеэзара Ландау.
Элеэзар бен Исроил Ландау родившийся в 1778 в Праге и умерший в 1831 в Бродах от холеры, стал одним из известнейших талмудистов своего времени. Он создал знаменитый труд – «Яад аМелех» — комментарий на "Мишне-Тора" Маймонида, пользующийся чрезвычайной популярностью среди талмудистов.
Его сын, родившийся в 1810 году, Иехуда Лейб Ландау, назвал своего сына Элиэзером в честь своего отца.
Элиэзер Ландау родившийся в 1842 году в Бродах и умерший там же в 1906 родил сына Арье Льва Ландау.
Яков Вейншал, сионист, врач, писатель и блестящий публицист, чьи «Воспоминания» опубликованы в «Иерусалимском журнале» за 2001 год описывает Арье Льва Ландау как молчаливого аскета, который, будучи занесенным судьбой в начале 20 века в вольнодумный Баку даже там умудрялся соблюдать абсолютно все заповеди. Кстати, жена Арье Льва - Фейга, была дочерью известного писателя и математика из Вильно Авраама бен Симха Каценеленбогена, потомка еще одного знаменитого раввинского средневекового рода.

Давид и Любовь Ландау

У Арье Льва Ландау и Фейги родился сын Давид. Еврейская община города Баку так писала о Давиде Ландау: «Молодой инженер Давид Ландау благодаря своим талантам быстро достиг поста главного инженера всего нефтепромыслового хозяйства Ротшильдов. Ландау избирался в высший орган Бакинских нефтепромышленников – Совет съезда и заседал там вместе с Эммануилом Нобелем и другими крупнейшими нефтепромышленниками».
А вот как в тех же «Воспоминаниях» пишет о нем Яков Вейншал, его племянник: «Дядя Давид был во всех отношениях удивительный человек. У него было особое счастье попадать в когти к смерти и выскальзывать из нее невредимым. В детстве он тонул в Днепре. Однажды во время большого пожара на нефтяном заводе он оказался в его центре, окруженный со всех сторон горящим морем с километр в квадрате. Меня ночью укутали в одеяло и в числе прочих перенесли на пароход, и матросы стояли с топорами у чалок, ибо пожар зажег море, покрытое нефтью, и это на случай внезапного отплытия. Дядя Давид считался всеми погибшим, так как он находился всего в нескольких метрах от первого взрыва. Несмотря на это, он отделался только обмороком и отравлением газами.
Впоследствии его украли бандиты, угрожая его смертью, если не будет выслан большой денежный выкуп. Из своего пленения он просил внести выкуп, но упорно подписывал свои письма вместо «Давид» - «Диктант». Он вышел невредимым и из этого испытания, несмотря на то, что требование похитителей не было удовлетворено. Странно, что Сталин, тогда только партийный агитатор, которого считали инициатором этого похищения, не обратил внимания на эту маленькую разницу в правописании между словом «Давид» и словом «Диктант». Моя мать лучше разбирала почерк своего брата, чем будущий глава половины мира.
Но этим испытания дяди Давида не закончились. С приходом к власти большевиков он был арестован и ему угрожал расстрел, потому что, исполняя инструкции фирмы «Шелл» из Лондона, он пытался еще до прихода большевиков выслать за границу чашу из чистой платины весом в сорок кило. Его спасло то, что арестованный с ним вместе его помощник, такой же инженер, как и он сам, имел сестру большевичку, неофициальную жену самого Орджоникидзе.
Через два года он снова был арестован, потому что отказался перевести свое задержанное в Лондоне жалованье большевикам. Ему не было жалко этих денег, но он знал, что в тот момент, когда деньги будут у большевиков, его неминуемо расстреляют. Пока он хозяин этих денег, его жизнь обеспечена.
После томительных лет в тюрьме с постоянной угрозой расстрела о нем вдруг вспомнили как об одном из лучших инженеров, специалистов по добыче нефти. Он был освобожден, переведен в Москву, и ему был вручен самый большой пост в управлении нефтью всей советской республики.
Его здоровый, холодный мозг настоящего Ландау, с большими математическими способностями, унаследовал впоследствии его сын...»

Лев и Соня Ландау, начало 30-х.

И вот 22 января 1908 года в семье Давида Ландау родился мальчик, названный в честь деда Львом. Этот мальчик и станет в будущем одним из самых знаменитых физиков нашего времени – Львом Ландау.
По воспоминаниям племянницы Льва Ландау Эллы Рындиной, опубликованным в журнале «Вестник» за 2004 год: «В 1991 году в журнале «Известия ЦК КПСС» под заголовком «Лев Ландау: год в тюрьме» были опубликованы материалы уголовного дела по обвинению Л.Д.Ландау в антисоветской деятельности. В этой публикации содержатся «Протокол допроса Ландау Льва Давидовича», «Личные показания Ландау Л.Д.», «Справка» и другие документы, касающиеся ареста академика Ландау в 1938 году. Из «Протокола допроса» следует, что на «сближение с антисоветской группой физиков» Ландау толкало «недовольство и озлобленность, вызванная арестом его отца Д.Л. Ландау». В этом же «Протоколе допроса» со слов обвиняемого записаны сведения о его отце Давиде Львовиче Ландау: «До революции отец служил инженером в одной из нефтяных компаний в Баку. В 1930 году, когда я находился за границей, отец был арестован и вскоре осужден за вредительство в нефтяной промышленности к десяти годам концлагеря». Эти сведения об аресте отца используются дальше в деле как непреложный и не требующий доказательств факт. Так, на странице 153 в «Справке» говорится: «ЛАНДАУ признался в том, что будучи озлобленным арестом своего отца — Давыда Львовича ЛАНДАУ — инженера, осужденного в 1930 году за вредительство в нефтяной промышленности на десять лет заключения в лагерях (впоследствии был освобожден), в отместку за отца примкнул к антисоветской группе, существовавшей в Харьковском физико-техническом институте».
Факт контрреволюционной деятельности отца стал неотъемлемой частью биографии академика Ландау, «пятно» сохранилось до конца его жизни и сыграло немалую роль в настороженно-недоверчивом отношении к нему со стороны властей и КГБ.
Теперь документально подтверждено, что за Л.Д.Ландау велась непрерывная слежка как с помощью завербованных агентов из людей, с которыми он общался, так и посредством подслушивающей аппаратуры. 20 декабря 1957 года (со времени ареста и освобождения Ландау прошло почти двадцать лет) заведующему Отделом науки ЦК члену-корреспонденту АН СССР В.А. Кириллину по его запросу под грифом «Совершенно секретно» была направлена из КГБ СССР «Справка по материалам слежки за академиком Ландау». В справке КГБ приводятся, следующие высказывания Льва Ландау: «Науку у нас не понимают и не любят, что, впрочем, и неудивительно, так как ею руководят слесари, плотники, столяры. Нет простора научной индивидуальности. Направления в работе диктуются сверху» (1947 год). О политике Советского правительства во время Венгерской революции 1956 года: «Наши решили забрызгать себя кровью… У нас это преступники, управляющие страной». О советской системе: «…я считаю, что наша система, как я ее знаю с 1937 года, совершенно определенно есть фашистская система. То, что Ленин был первым фашистом — это ясно».
Научный вклад, который внес Лев Ландау в современную физику, видимо, трудно переоценить. Как отзывались о нем коллеги «он был последним физиком-универсалом, то есть, работал практически во всех областях теоретической физики». История рода, история предков и потомков никогда не бывает случайной. Безусловно, любая семья, а только что мы рассмотрели это на примере одной ветви рода Ландау, несет свой энергетический потенциал через пространства и время, через любые социальные условия, страны и эпохи. История семьи, ее родословная – это потенциал каждого из нас, вне зависимости от того сознаем мы это или нет.
Am. Z.







All rights for this information belongs to Am haZikaron.
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

16:11, 26 March 2012

Alex Gershtein

Здравствуйте,
меня зовут Александер Герштейн. Я являюсь правнуком Давида Ландау (внуком его дочери Софьи)
Я прочитал о родителях Давида Ландау и там утверждается, что его матерью является Фейга Кацнеленбоген, в то время как я слышал, что её девичья фамилия была Головчинер. В этой связи интересно откуда ваша информация? Как я понял, многие факты базируютя на воспоминаниях моей мамы - Эллы Рындиной (Бродерзон)
Знаете ли вы, что Фейга похоронена в Эрец Исраель в Хайфе. Она приехала сюда и жила со своей дочерью Каролиной Львовной бывшей замужем за Владимиром Вейншалом.
Я добавил имевшуюся у меня фотографию Арье (Лейба) Ландау подаренную одной из дочерей (каролине или Марии)
Я буду признателен, если вы сможете связаться со мной agershtein@gmail.com

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family