The opposite of love is not hate, it's indifference. The opposite of art is not ugliness, it's indifference. The opposite of faith is not heresy, it's indifference. And the opposite of life is not death, it's indifference.

Elie Wiesel

Анатолий (Натан) Эфрос - биография

ЭФРО́С Анатолий Васильевич (Исаакович; 1925, Харьков, – 1987, Москва), режиссер. Отец — инженер авиационного завода, мать — переводчик технической литературы. В 1943 г. Эфрос поступил в студию при театре имени Моссовета к Ю. Завадскому, а спустя два года — сразу на второй курс Государственного института театрального искусства имени А. Луначарского (в студенческие годы его стали называть Анатолием Васильевичем в честь Луначарского). После окончания института в 1950 г. пытался остаться в аспирантуре, но ему было отказано. Начал работать режиссером в Московском областном драматическом театре и Центральном доме культуры железнодорожников, где поставил дипломный спектакль «Прага остается моей» по пьесе Ю. Буряковского (1914–73). В 1952–53 гг. работал в Рязанском областном драматическом театре, где поставил пьесы «Любовь Яровая» К. Тренева, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горячее сердце» А. Островского и др. В 1954 г. по предложению Марии Кнебель (1898–1985), главного режиссера Центрального детского театра (ЦДТ) в Москве, Эфрос стал режиссером этого театра. За десять лет Эфрос поставил в ЦДТ 14 спектаклей, имевших большой успех, в том числе по пьесам В. Розова «В добрый час» (1954) и «В поисках радости» (1957). В спектакле «Друг мой, Колька!» (1959) по пьесе А. Хмелика (родился в 1925 г.) Эфрос обрел художественную свободу и свой неповторимый почерк: он вышел за рамки бытового правдоподобия и устремился к условности поэтического языка.

В 1964–66 гг. Эфрос возглавлял Театр имени Ленинского комсомола (Ленком) в Москве, осуществил восемь постановок, в том числе по пьесе Э. Радзинского «104 страницы про любовь» (1964), где впервые появилась на сцене актриса Ольга Яковлева, которая затем играла главные роли в большинстве его спектаклей. Широкую популярность снискали ему также работы по пьесам Э. Радзинского «Снимается кино» (1965), А. Арбузова «Мой бедный Марат» (1965), А. Чехова «Чайка» (1966) и М. Булгакова «Мольер» (1966). Эфрос был беспартийным, его эстетическое кредо не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с десятью актерами этого театра он перешел в Театр на Малой Бронной в Москве, заняв там место режиссера.

В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе по пьесам А. Чехова «Три сестры» (1967, 1982), У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1970) и «Отелло» (1976), И. Дворецкого (родился в 1927 г.) «Человек со стороны» (1971), Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан» (1973), Н. Гоголя «Женитьба» (1975), И. Тургенева «Месяц в деревне» (1977). Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать актуальной советской тематики. Эфрос разработал репетиционный метод, позволивший неожиданно, по-новому раскрывать суть давно известного театрального шедевра. Он прочитывал эти пьесы как будто впервые, открывая себе, актерам и зрителям их подлинный, глубинный смысл.

В 1984–87 гг. Эфрос руководил Театром на Таганке, оставшимся в тот период без главного режиссера Ю. Любимова. Стараясь сочетать публицистическую манеру, свойственную этому театру, с принципами психологизма, Эфрос продолжал поиск новых средств театральной выразительности, однако общественные ожидания того времени лежали в иной плоскости, и спектакли Эфроса не имели большого отклика. Хотя часть актерского коллектива театра не приняла Эфроса, он поставил шесть спектаклей, среди них — «На дне» по пьесе М. Горького (1984) и «Мизантроп» по пьесе Мольера (1986).

Эфрос ставил также спектакли во МХАТе, Театре имени Моссовета, Театре имени М. Ермоловой, «Современнике», Театре-студии киноактера, а также на сценах театров в США, Японии, Финляндии. Дважды Эфрос получал Гран-при на театральных фестивалях в Югославии: в 1975 г. за спектакль «Дон Жуан», в 1985 г. за постановку «Вишневого сада» в Театре на Таганке и в том же году — приз за спектакль «На дне».

Большой резонанс вызывали режиссерские работы Эфроса в кино: «Шумный день» (1961), «Високосный год» (1962), «Двое в степи» (1963), «В четверг и больше никогда» (1979). На телевидении Эфрос поставил 13 телефильмов и телеспектаклей, в том числе «Борис Годунов» А. Пушкина (1971), «Марат, Лика и Леонидик» (по пьесе «Мой бедный Марат», 1972), «Таня» А. Арбузова (1974), «Острова в океане» по Э. Хемингуэю (1978), «Ромео и Джульетта» (1982) и др.

В своих спектаклях Эфрос никогда не стремился к тому, чтобы его глубоко продуманные ходы были всем ясны, добивался от актеров выявления противоречивости человеческой души. Самое важное в «театре Эфроса» — колебания, отраженные в мизансценах. Суть многих из них состояла в движении.

Эфрос написал книги: «Репетиция — любовь моя» (М., 1975), «Продолжение театрального рассказа» (М., 1985), «Профессия: режиссер» (М., 1989) и «Книга четвертая» (М., 1993). Это не только исповедь художника и воспоминания режиссера, но и вклад в теорию современного театра.

Как и некоторые др. крупные советские режиссеры послесталинского периода, Эфрос не раз подвергался давлению со стороны властей: ему не только запрещали те или иные спектакли, но и отлучали от собственного театра. Эфрос не отрицал своего еврейства, но и не афишировал его. Эфрос настоял, чтобы его сын Дмитрий (ныне — театральный художник) взял фамилию матери, театрального критика Натальи Крымовой. В то же время на собрании в Ленкоме перед своим уходом из театра Эфрос зачитал несколько полученных им откровенно антисемитских писем.

К 75-летию Эфроса был издан юбилейный сборник «Театр Анатолия Эфроса. Воспоминания. Статьи» (М., 2000), составленный Мариной Зайонц.






Article author: Uri Daigin
Article tags: Биография
The article is about these people:   Anatoly (Nathan) Efros

This information is published under GNU Free Document License (GFDL).
You should be logged in, in order to edit this article.

Discussion

Please log in / register, to leave a comment

Welcome to JewAge!
Learn about the origins of your family