Анатолий (Натан) Эфрос - биография
ЭФРО́С Анатолий Васильевич (Исаакович; 1925, Харьков, – 1987, Москва), режиссер. Отец — инженер авиационного завода, мать — переводчик технической литературы. В 1943 г. Эфрос поступил в студию при театре имени Моссовета к Ю. Завадскому, а спустя два года — сразу на второй курс Государственного института театрального искусства имени А. Луначарского (в студенческие годы его стали называть Анатолием Васильевичем в честь Луначарского). После окончания института в 1950 г. пытался остаться в аспирантуре, но ему было отказано. Начал работать режиссером в Московском областном драматическом театре и Центральном доме культуры железнодорожников, где поставил дипломный спектакль «Прага остается моей» по пьесе Ю. Буряковского (1914–73). В 1952–53 гг. работал в Рязанском областном драматическом театре, где поставил пьесы «Любовь Яровая» К. Тренева, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Горячее сердце» А. Островского и др. В 1954 г. по предложению Марии Кнебель (1898–1985), главного режиссера Центрального детского театра (ЦДТ) в Москве, Эфрос стал режиссером этого театра. За десять лет Эфрос поставил в ЦДТ 14 спектаклей, имевших большой успех, в том числе по пьесам В. Розова «В добрый час» (1954) и «В поисках радости» (1957). В спектакле «Друг мой, Колька!» (1959) по пьесе А. Хмелика (родился в 1925 г.) Эфрос обрел художественную свободу и свой неповторимый почерк: он вышел за рамки бытового правдоподобия и устремился к условности поэтического языка.
В 1964–66 гг. Эфрос возглавлял Театр имени Ленинского комсомола (Ленком) в Москве, осуществил восемь постановок, в том числе по пьесе Э. Радзинского «104 страницы про любовь» (1964), где впервые появилась на сцене актриса Ольга Яковлева, которая затем играла главные роли в большинстве его спектаклей. Широкую популярность снискали ему также работы по пьесам Э. Радзинского «Снимается кино» (1965), А. Арбузова «Мой бедный Марат» (1965), А. Чехова «Чайка» (1966) и М. Булгакова «Мольер» (1966). Эфрос был беспартийным, его эстетическое кредо не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с десятью актерами этого театра он перешел в Театр на Малой Бронной в Москве, заняв там место режиссера.
В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе по пьесам А. Чехова «Три сестры» (1967, 1982), У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1970) и «Отелло» (1976), И. Дворецкого (родился в 1927 г.) «Человек со стороны» (1971), Ж.-Б. Мольера «Дон Жуан» (1973), Н. Гоголя «Женитьба» (1975), И. Тургенева «Месяц в деревне» (1977). Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать актуальной советской тематики. Эфрос разработал репетиционный метод, позволивший неожиданно, по-новому раскрывать суть давно известного театрального шедевра. Он прочитывал эти пьесы как будто впервые, открывая себе, актерам и зрителям их подлинный, глубинный смысл.
В 1984–87 гг. Эфрос руководил Театром на Таганке, оставшимся в тот период без главного режиссера Ю. Любимова. Стараясь сочетать публицистическую манеру, свойственную этому театру, с принципами психологизма, Эфрос продолжал поиск новых средств театральной выразительности, однако общественные ожидания того времени лежали в иной плоскости, и спектакли Эфроса не имели большого отклика. Хотя часть актерского коллектива театра не приняла Эфроса, он поставил шесть спектаклей, среди них — «На дне» по пьесе М. Горького (1984) и «Мизантроп» по пьесе Мольера (1986).
Эфрос ставил также спектакли во МХАТе, Театре имени Моссовета, Театре имени М. Ермоловой, «Современнике», Театре-студии киноактера, а также на сценах театров в США, Японии, Финляндии. Дважды Эфрос получал Гран-при на театральных фестивалях в Югославии: в 1975 г. за спектакль «Дон Жуан», в 1985 г. за постановку «Вишневого сада» в Театре на Таганке и в том же году — приз за спектакль «На дне».
Большой резонанс вызывали режиссерские работы Эфроса в кино: «Шумный день» (1961), «Високосный год» (1962), «Двое в степи» (1963), «В четверг и больше никогда» (1979). На телевидении Эфрос поставил 13 телефильмов и телеспектаклей, в том числе «Борис Годунов» А. Пушкина (1971), «Марат, Лика и Леонидик» (по пьесе «Мой бедный Марат», 1972), «Таня» А. Арбузова (1974), «Острова в океане» по Э. Хемингуэю (1978), «Ромео и Джульетта» (1982) и др.
В своих спектаклях Эфрос никогда не стремился к тому, чтобы его глубоко продуманные ходы были всем ясны, добивался от актеров выявления противоречивости человеческой души. Самое важное в «театре Эфроса» — колебания, отраженные в мизансценах. Суть многих из них состояла в движении.
Эфрос написал книги: «Репетиция — любовь моя» (М., 1975), «Продолжение театрального рассказа» (М., 1985), «Профессия: режиссер» (М., 1989) и «Книга четвертая» (М., 1993). Это не только исповедь художника и воспоминания режиссера, но и вклад в теорию современного театра.
Как и некоторые др. крупные советские режиссеры послесталинского периода, Эфрос не раз подвергался давлению со стороны властей: ему не только запрещали те или иные спектакли, но и отлучали от собственного театра. Эфрос не отрицал своего еврейства, но и не афишировал его. Эфрос настоял, чтобы его сын Дмитрий (ныне — театральный художник) взял фамилию матери, театрального критика Натальи Крымовой. В то же время на собрании в Ленкоме перед своим уходом из театра Эфрос зачитал несколько полученных им откровенно антисемитских писем.
К 75-летию Эфроса был издан юбилейный сборник «Театр Анатолия Эфроса. Воспоминания. Статьи» (М., 2000), составленный Мариной Зайонц.
תגובות
Please log in / register, to leave a comment