היהודים המדהימים
אוגוסט 1, 2010
כתב העת (выпуск №2)
Шофар судьбы
В этой рубрике мы расскажем вам о самых невероятных евреях, их безумных судьбах и захватывающих приключениях.
Шофар – боевой рог древних евреев, позднее ставший в основном ритуальным инструментом, в который трубят во время праздников и по торжественным случаям.
Аристократы тысячелетий
Немногие в современном мире имеют повод гордиться тысячелетиями своего аристократического происхождения. Надо сказать, еврейский народ никогда не участвовал в борьбе за благородство кровей и, видимо, имел на это свои весомые причины... Хотя многие его представители имели у многих его представителей были бы неплохие шансы на победу даже при самом придирчивом подходе к претендентам.
Не так давно, книга рекордов Гиннеса отметила работу известного еврейского генеалога – доктора Нейла Розенштейна. Он документально оформил генеалогию ветви одного из самых многочисленных еврейских родов – рода Лурье. Эта генеалогия была занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое древнее родословное дерево. Оно берет свои корни от царя Давида, то есть этот род известен вот уже в течение 30 веков! Может ли хоть одна аристократическая семья мира похвастаться подобной родословной?!..
Первым из упомянутых в этой семейной истории так называемым «европейцем» был молодой человек, «искатель приключений», отпрыск дома Давида, который в начале первого века нашей эры вступил вольнонаемным добровольцем в кавалерийский легион Римской Империи в Иудее.
Каковы были мотивы этого поступка, история умалчивает. Во всяком случае, мы можем вспомнить, что именно в это время Израилем правили римские наместники и в частности славившийся своей жестокостью и неуважением к евреям Понтий Пилат. Большая часть населения была охвачена ненавистью и неприятием к захватчикам, что и повлекло за собой последовавшую вскоре Иудейскую войну. Положение большой еврейской общины в Риме тоже было, мягко говоря, ненадежным. В 19-ом году нашей эры Тиберий завербовал четыре тысячи евреев, как пишет историк «в заведомо губительную военную экспедицию на Сардинию», а остальных евреев просто изгнал из Рима. Вернул он их в Рим только через 12 лет в 31-ом году. Так что и в самом Израиле, и в Риме настроения и отношения евреев к Римской Империи были схожими. Что толкнуло при всех этих условиях этого юношу вступить в римскую кавалерию остается полной загадкой. Даже уже по одному этому факту можно предположить, что этот легкомысленный молодой человек, младший из нескольких братьев, был абсолютнейшим авантюристом.
Надо заметить, что каждые четыре года римляне нанимали в свою кавалерию 2000 человек из среды народов восточного средиземноморья, поскольку европейские народы, вассалы римской империи, были плохими наездниками и уж совсем не умели на скаку обращаться с луком. Сами римляне рассматривали лошадь скорее как средство передвижения, в то время как на Востоке к этому времени была уже давно сложившаяся традиция использования конных лучников в военном искусстве.
Став наемником в римской армии и обучившись конной стрельбе из лука, молодой иудей чрезвычайно преуспел. Вначале судьба занесла его в составе легкой римской конницы на западный берег реки Рейн – на защиту Римской империи от варваров, живущих в тевтонских лесах. Семейная история прослеживает его военную карьеру до командующего эскадроном (скорее всего в звании центуриона) в состав которого входило от пятисот до тысячи человек и который одним из первых вторгся в Британию между 42 и 47 годами нашей эры.
Почему через некоторое время уволившийся в высоком офицерском звании римский легионер не вернулся на свою родину в Иудею - мы не знаем. Быть может ему не хотелось возвращаться – ведь как раз в это время началась Иудейская война против Рима, быть может, его не приняли бы родственники, быть может... нам остается только строить догадки. Во всяком случае доподлинно известно, что выйдя в отставку, он за свою доблестную службу Римской Империи получил состояние и землю недалеко от территории сегодняшнего Франкфурта на Майне, где и поселился, основав, возможно, одну из первых еврейских общин в Европе. Молодая женщина, которую он взял себе в жены, приняла иудаизм и так началась одна из многих европейских историй потомков рода Давида.
Семья процветала, продолжая жить в той же местности между юго-восточной Францией и юго-западной Германией около тысячи лет. В 1040 году во французском городе Труа родился один из потомков этой семьи - Раши (рабби Шломо бен Ицхак), один из самых выдающихся ученых в истории еврейского народа. С тех пор эта семья, прозванная в дальнейшем – «Лурье», оставила глубочайший след в европейской истории.
Раши начал свое образование в родном Труа, который был в то время столицей Шампани, а затем продолжил обучение в ешивах Вормса и Майнца. В возрасте 25 лет Шломо бен Ицхак становится раввином города Труа и как пишет Б. Губерман «начинает преподавать, продолжая усиленно изучать Тору. Преподавание не являлось для Раши источником существования: он зарабатывал на жизнь виноделием. Приблизительно в 1070 году раби Шломо основал в Труа ешиву, которая вскоре стала самой популярной в Северной Франции и Германии. В основанную Раши йешиву стекались ученики из многих стран Европы.
Раши умер в 1105 году и, согласно истории, его дети решили создать родовое имя, увековечивающее его память. Было решено, что с тех пор каждый ребенок, рожденный у потомков Раши, будет добавлять к своему имени выражение Ле-ор-йа, означающее на иврите «посвященный свету Всевышнего». С годами это выражение преобразовалось в Лурия и более распространенное - Лурье. Так появилась одна из первых фамилий в еврейской средневековой истории.
В течение 14 и 15 веков одна из ветвей этой многочисленной семьи мигрировала из западной Германии через Богемию в восточную Европу и расселилась в основном на территории современной Белоруссии в Минске, в Пинске и в Могилеве. Это была уникальная семья духовной аристократии, давшая миру знаменитых ученых, лидеров и людей искусства. В «Пинской памятной книге» семью описывают как «Ротшильдов Востока».
Одним из самых необычных представителей этой семьи является живший в 19-м веке финансист Йона Лурье.
Йона Лурье был финансовым советником русского царя Александра Первого в начале 19 века. Поддерживая государственную казну с помощью своих финансовых советов и иностранных связей, он чрезвычайно преуспел в этой должности. Но во время французской революции, когда Наполеон Бонапарт стал императором и начал завоевывать Европу, во Франции было провозглашено равенство для всех европейских меньшинств, и в особенности для европейского еврейства. В отличии от большинства евреев, проживавших в это время на территории Российской империи и проигнорировавших это нововведение, Йона Лурье не мог не приветствовать ветер свободы. Он совершил драматический переворот в своей жизни и решил поддержать Наполеона своими деньгами и связями.
Когда в конце 1812 года французский император отступал со своей армией из Москвы на запад, ночью во время снежной бури он встретился с Йоной Лурье. По семейным преданиям он обнял его, снял свой мундир и набросил его на плечи Йоны, провозгласив: «Вот что-то, чтобы доказать твоим детям и внукам, что Наполеон был твоим другом».
Наполеон отступил во Францию, а Йона Лурье был вынужден бежать из России. Далее мы встречаем его в Иерусалиме в 1815 году. Он приехал в Иерусалим с большим состоянием. Это ему принадлежит афоризм: «Если ты хочешь сделать себе небольшой капитал на Святой земле – приезжай туда с большим».
Элегантный, богатый и несколько снобистски настроенный Йона пришел в ужас от того, что он увидел в Иерусалиме – еврейская ашкеназская община насчитывала менее 2000 человек и почти вся она жила в ужасающей бедноте. Появление русско-еврейского богатого аристократа стало событием для жителей Иерусалима.
Видимо, именно в этот момент в его мировоззрении произошел коренной перелом. Он разделил почти все свое состояние между общинами Иерусалима и Цфата, затем вернулся в Могилев и распродал остатки своего имущества, для того, чтобы вновь вернуться в Святую землю. На этот раз он приехал в Иерусалим под другим именем, чтобы, как пишет исследователь «фамилия Лурье не привлекала внимания бедняков Палестины».
До конца жизни Йоны в 1855 году, Франция поддерживала связь с ним. Он был приглашен в Париж на празднования дня Бастилии. За ним и его женой каждый год посылали специальную карету, чтобы привезти его во французское консульство, у входа которого его встречал консул с женой. Когда британский журналист спросил одного из консулов, откуда появилась эта традиция, тот сухо ответил ему: «Это прямая инструкция императора Наполеона Бонапарта, исполняемая каждым правительством Франции. Мы восхищаемся нашими друзьями в дни нашей жизни и после смерти». Йона Лурье закончил дни своей жизни в Эрец Исраэль.
Мы рассказали только об одном представителе семьи Лурье, потомки царя Давида, римского центуриона и великого Раши. Вообще же разветвленная семья Лурье и огромное количество ее родственных веток дала миру множество талантов – сначала в Европе, а затем в Америке и Израиле. Конечно, не все они носили имя Лурье, поскольку зачастую родство было по женской линии.
К семье Лурье относятся многие, чьи имена известны в той или иной области деятельности. Вот список лишь некоторых членов этого рода:
Множество раввинов «литваков» и хассидских ребе. А также многие и многие другие...
В статье использованы фотографии со следующих сайтов:
Вернуться к оглавлению выпуска
תגובות
Leya Halanaj
А сейчас в Москве есть гомеопатический центр "Симилия", которым руководит Любовь Лурье.
Roman Schukin
получается что ИСУС ХРИСТОС тожэ родственник этой мишпахи он тожэ из рода царя ДАВИДА!!!!!!!!
Karina Karina
Бабушка моего мужа носила фамилию Лурье, Анна Лурье до ВОВ жила в Москве, пела в Большом театре. Умерла в эвакуации в первый год войны.
Please log in / register, to leave a comment